Картины Бориса Ольшанского

Статья из «АЛЬБОМА С РЕПРОДУКЦИЯМИ»

Картины Бориса Ольшанского.

Алеша Попович и Елена Краса, Худ.Б.Ольшанский

Алеша Попович и Елена Краса, Худ.Б.Ольшанский

АЛЕША ПОПОВИЧ —  богатырь, герой СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА

АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алеша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.

РОДОСЛОВНАЯ: Алеша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора).

СЛУЖБА: Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряженная с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко.

ПРОТОТИПЫ: Принимавшееся ранее исследователями мнение о том, что историческим прототипом Алеши Поповича был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1223 году.

СПОСОБНОСТИ: Алешу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.

Берендеи, Б.Ольшанский

Берендеи, Худ. Б.Ольшанский

БЕРЕНДЕЙ  – слово многозначное.  В славянской мифологии — это колдун-оборотень,  оборачивающийся бурым медведем, и  Мифический царь в русской литературе, и представитель племени берендеев

ПЛЕМЯ: Тюркское кочевое племя в южно-русских степях, упоминаемое в русских летописях XI-XII вв.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Считается, что одним из прародителей берендеев  был Ас.

ОБОРОТНИ: Берендеи- в славянской мифологии — оборачивающиеся бурыми — медведями люди. Как правило, это были колдуны либо заколдованные люди.

Слабым отголоском медвежьих действ может быть наличие «медведя»-человека в вывоpоченном тyлyпе в составе pяженых на зимних святках и на Масленицy.

В ЛИТЕРАТУРЕ: В сказках А.Н.Островского «Снегурочка»  и «Сказке о  царе  Берендее»  В.А.Жуковского  царь Берендей мудро правит берендеями. Известная пьеса Александра Островского «Снегурочка» переносит зрителя в «царство добрых берендеев», мало имеющих отношение к реальным берендеям.

волх всеславьевич-ольшанский

Волх Всеславьевич, Худ.Б.Ольшанский

ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ    —  герой  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА,   относится к  ОБОРОТНЯМ.

ДРУГОЕ ИМЯ: Вольга Святославович.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Говорят, что Волх Всеславьевич и Вольга Святославович раньше были РАЗНЫМИ героями разных былин. А потом со временем их образы слились в один. В процессе сливания и разделения Вольгу иногда именовали Буслаевичем (от имени героя Василия Буслаева). Волх Всеславьевич – былинный герой, названный по имени Волха, сына Славена.

РОДОСЛОВНАЯ: мать — Марфа Всеславовна

Василиса Микулишна, Худ.Б.Ольшанский

Василиса Микулишна, Худ.Б.Ольшанский

ВАСИЛИСА МИКУЛИШНА — героиня  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА

РОДОСЛОВНАЯ. Дочь Микулы Селяниновича, жена Ставра Годиновича. Есть у нее и сестра — Настасья Микулишна.

Василиса — поленица (та, что может выйти в поле и сражаться)

Слава Даждьбога, Худ.Б.Ольшанский

Слава Даждьбога, Худ.Б.Ольшанский

ДАЖЬБОГ (или ДАЖДЬБОГ) — один из самых древнейших богов славянских, он бог Всего  Мира, он — солнечный бог, он еще и  носитель света солнечного.

РОДОСЛОВНАЯ: Даждьбог сын великого Перуна и нежной русалки Роси, он — прародитель народа русского. Через отца — внук Сварога, через мать — внук Велеса. Супруг ЗлатогоркиЖивы и  Марены.

.От Златогорки у него два сына — Коляда и Овсень,  от Мары-Морены имеет сына Богумира.

А вот мир после потопа ему досталось восстанавливать с Живой,  она и родила ему  АРИЯ (ОРЕЯ) — легендарного прародителя Рода славянского и Кисека.

Заря-Зарница, Худ.Б.Ольшанский

Заря-Зарница,
Худ.Б.Ольшанский

ЗАРЯ-ЗАРЕНИЦА (Мерцана, Зимцерла) — нежная Небесная Богиня. Зарница — Управительница зари, она же —  Богиня-Покровительница урожая — хорошего да обильного. Заряница  — богиня   рассвета, здоровья и очищения.

РОДОСЛОВНАЯ:  Заря — дочь Богумира, Жена Хорса. От Хорса имеет детей — Радуницу и Денницу.

В ЛЕГЕНДАХ: Она выводит поутру солнце и его яркими, стреловидными лучами поражает мрак и туманы ночи; она же выводит его весною из-за темных облачных покровов зимы. Миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю (Денница, Утренница, Зарница) и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе они таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Заря принимает их, когда оно, совершив свой дневной путь по небосводу, скрывается на западе.

Терем Зимы, Ольшанский

Терем Зимы, Худ.Б.Ольшанский

ЗИМА – богиня Холода, жестокая красавица.  Относится к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В ноябре она проезжает по горам и долам на пегой кобыле. Зима дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже нечисть, о которой добрые люди боятся вспоминать на ночь (а если кто и обмолвится ненароком, тот тут же оговаривает свою ошибку словами: «Не к ночи будь помянут!» ), даже все духи тьмы торопятся укрыться подобру-поздорову куда-нибудь подальше да поглубже от краснощекой, белолицей красавицы, замораживающей своими поцелуями кровь в жилах.

ИЕРАРХИЯ: Слуги Зимы — метели, вьюги, поземки-поползухи. Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, просят у нее заделья, и уж когда дает им Зима работу, крутятся над землею снежные вихри, метут метели, бушуют бураны. Зима старается, чтобы все вокруг было белым-бело, снежным-снежно!

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: Идет время, Зима стареет, и к марту месяцу, накануне прихода Весны — Красной девицы, Зима в народном представлении обращается в уродливую старуху, зловредную мачеху, которую мы мечтаем как можно скорее спровадить туда, откуда она пришла: за горы — за моря, в снеговые, ледяные хоромы, чтобы насладилась теплом уснувшая земля, пробудилась и расцвела. Тогда наступает праздник Масленицы, когда старуху Зиму с облегчением гонят со всех дворов. А в память о древнем поединке Перуна с демоном Зимы люди строят снежные крепости с башнями и воротами — и разрушают их с громкими победными криками.

В ночь на Ивана Купалу, Худ.Б.Ольшанский

В ночь на Ивана Купалу, Худ.Б.Ольшанский

КУПАЛЬСКАЯ НОЧЬ — ночь на Ивана Купалу

ДАТА В КАЛЕНДАРЕ — 24 июня.

ЧЕСТВОВАНИЯ БОГОВ.  Прославляют в эту ночь Леля — как бога пылкой любви, и конечно, героев праздника — Кострому да Купало.

Воздавали почести Дане  — славянской богине воды.

Купава, Худ.Б.Ольшанский

Купава, Худ.Б.Ольшанский

КОСТРОМА(КУПАВА) – дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы

ИМЯ: Название «Кострома» связывают с рус. «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений.

ЛЕГЕНДА:  Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме. История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи — Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома. По преданию, когда-то давным-давно, в день Купалы к Ра- реке прилетела птица смерти — Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее — тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави. Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко — послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье. Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель. Прошло много лет. Кострома росла одна и выросла она писаной красавицей.

1-лель ольшанский

Лель, Худ.Б.Ольшанский

ЛЕЛЬ — юное божество любви.

РОДОСЛОВНАЯ: Он —  брат Лели и Полеля с Дидом.

Бог Лель — сын богини Лады, а Лада собой символизирует и красоту и любовь, но уже в более зрелом, в более осознанном  ее выражении.  Привлекательность, внешняя красота  рождает страсть — именно такая аллегория видится  в рождении страстного Леля от красавицы Лады.

 Лель символизирует скорее  любовь —  страсть: взрывную,  горячую и пылкую, а не любовь-нежность:  мягкую, добрую и преданную. Может быть, поэтому в воображении наших предков бог любви Лель был вооружен яркими искрами, которые метко метал он в людей прямо из рук своих, разжигая в сердцах людских чистое пламя любви.

ПАМЯТЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: О нем до сих пор нам  напоминает ласковое слово «лелеять», то есть баловать и  нежить, любить и заботиться».

Огненный Волх, Ночь воина, Худ.Б.Ольшанский

Огненный Волх,
Ночь воина,
Худ.Б.Ольшанский

ОГНЕННЫЙ ВОЛХ — бог бесстрашия и смелости, неукротимый воин,  защитник народов славянских

РОДОСЛОВНАЯ: Он родился у Матери-Сырой-Земли, а отцом ему был Индра. Женой же Волха была Богиня любви — Леля., у них был сын Лют.

СПОСОБНОСТИ: Был он оборотнем, превращаться умел в зверей разных

ДРУГИЕ ИПОСТАСИ:  К своей любимой Лели летал он в образе ФИНИСТА — Ясного Сокола.

А мог он и в Серого Волка превратиться.

В ЛЕГЕНДАХ: Говорят, что когда Волх рос, то была мечта у него — победить отца своего. Вырос Волх, возмужал и победил он Индру.   Завладел его Темным и женой его — змеей Параскевой.

А после этого  решил Волх завладеть всем миром, и полетел он Финистом-Соколом в сад Ирийский яблочек золотых поклевать. Да только не успел, ибо увидел он там Лелю.

Из Светлого царства Леля, из Подземного царства Волх — ну никак им вместе не быть,  но и порознь они не могли уже! И стал он к ней Ясным соколом летать.

А у Лели сестры — Жива да Морана.  Истыкали все иголками — поранился Финист — и в Подземный мир ушел.   Бросилась Леля искать его  и нашла своего любимого.  Вывела его на свет ясный.

И стал могучий Волх охранителем Ирийского сада. А светлые боги согласие на его брак с Лелей дали.

-толмач-священный зов -ольшанский

Священный зов, Худ.Б.Ольшанский

РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ — все это действия различного магического, мистического или ритуального характера.

РИТУАЛ – переводится с латинского как «торжественная церемония». Включает в себя определенный набор действий и совершается магом или другим лицом с целью достижения какой-либо магической (или не совсем магической) задачи. Может выполняется одним конкретным человеком.  Ритуал включает в себя привычный, отработанный набор действий. Например, ритуал рукопожатия. В нашей жизни достаточно много ритуалов. Иногда они складываются в стереотип. Есть ритуалы, которые вы вырабатываете сами. Есть ритуалы, которым вас учат. Познакомьтесь с ритуалом угощения Домового.

ОБРЯД –  являет собой совокупность определенных действий, совершаемых с какой-либо магической или религиозной целью. Само слово «обряд» происходит из старославянского языка и означает «оба рядом», т.е. имеет несколько исполнителей, в то время, как ритуал может исполняться и в одиночестве. Обряд — действо более сложное, чем ритуал. Обряд может включать в себя один или несколько ритуалов (и не в коем случае не наоборот — ритуал в себя обряды не включает!). Например, ритуал жертвоприношения является частью обряда вызова духов. 

ОБЫЧАЙ – он же «традиция». То или иное правило поведения человека или народа, сложившееся в результате его длительного повторения. 

Ночь соловья, Худ.Б.Ольшанский

Ночь соловья, Худ.Б.Ольшанский

СОЛОВЬИНАЯ НОЧЬ

 

********

 

Соловьиная ночь наступает в начале лета. По народной примете, особенно звонко соловьи поют на Вознесение, и это время так и называют «соловьиная ночь». По поверью в это время соловьёв нельзя ловить, иначе весь год не будет удачи и счастья.

 

Пение соловья, конечно, можно услышать не только ночью, но днем из-за голосов других птиц его не очень слышно. Как и у других птиц, пение соловья — это «слова» любви для его избранницы. Поёт соловей до того момента, пока самочка не высидит птенцов. Только тогда он умолкает, чтобы не привлечь к гнезду врагов.

 

Ночь накануне Вознесения называется соловьиной, считается, что в эту ночь соловьи поют звонче и громче, чем в остальные дни.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *