Картины Надежды Антиповой

Статья из «АЛЬБОМА С РЕПРОДУКЦИЯМИ»

Картины художника Антиповой

арысь-поле

Арысь-поле, Худ.Н.Антипова

АРЫСЬ-ПОЛЕ относится к ОБОРОТНЯМ.

АРЫСЬ-ПОЛЕ — сказочно быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой.

Арысь-поле — это одна из женщин-оборотней славянской мифологии.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Арысъ-поле сделалась предводительницей звериной стаи и только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка. Три ночи в году только и могла она использовать для того, чтобы превратиться в женщину, а потом должна была бежать в тридевятое царство.

ПОМОЩЬ: К счастью, ее муж похитил у ведьмы чародейный прутик, трижды ударил им заколдованную жену — она перекинулась через голову и вновь обернулась той же красавицей, еще лучше прежнего.»

О ПРЕВРАЩЕНИИ. Интересно, что  в мифах превращение  в рысь встречается не только для женщин. Есть сказы, где в рысь обращается матерая волчица.

Но — по описанию в сказках, да и по рисункам, Арысь-поле не в рысь превращалась, а в леопарда.

Банник, Худ.Н.Антипова

Банник, Худ.Н.Антипова

БАННИК –  Главный банный дух и полноправный ее хозяин.

НЕШНИЙ ВИД:  выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника.  Несмотря на свой маленький размер,  дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

СПОСОБНОСТИ: Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.

ОБЯЗАННОСТИ: У Банника есть и свои «обязанности» — он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой — тогда бедный.

воструха

Воструха, Худ.Н.Антипова

ВОСТРУХА  — то ли женский, то ли мужской домашний дух, призванный наблюдать за нравственностью и непорочностью молодежи, особенно девиц. Также воструха оберегал(а) дом от воров.

Кажется  непонятным, какая необходимость могла возникнуть в Вострухе, если функции охраны дома испокон веку выполнял Домовой. Да и не потерпел бы хозяин-доможил присутствия в доме конкурирующей нечисти.

Видимо, Воструха появился попозже. Когда дома стали больше, и Домовой один не успевал за всем домом следить. Тогда-то и пришел служивый люд — Вострухи.

МЕСТО ОБИТАНИЯ.  Живет он за печкою

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.   беречь дом от воров, и жуликов, сохранять имеющееся в доме богатство.  Вострухина острого слуха ничто не утаится, там, где он живет, ничего приключиться не может, ничто не пропадет в доме. Даже красоту и непорочность юных дев, как честь и достояние дома, бережет.

Если в дом забираются грабители — Воструха начинает меры по охране дома предпринимать: шуршать, шуметь, завывать, а может и масло опрокинуть, чтоб непрошенные гости поскользнулись! Или бросить что под ноги им.

Водяной, Худ.Н.Антипова

Водяной, Худ.Н.Антипова

ВОДЯНОЙ  (Водяник,  Водыльник)  —  дух  рек  и  озер,  из  всех  духов  нечистых только  он  —  подлинный  пращур,  и  его  часто  зовут  Дедушко  Водяной.

РОДСТВЕННИКИ. В первую очередь это, конечно, русалки и вся прочая водная нечисть. Но Водяному и Болотники родственниками доводятся.

СТИХИИ. Водяной относится к стихии  ВОДЫ.

ХАРАКТЕР: Водяной—  это  своевольный  дух,  охраняющий  свой  водоем,  который,  впрочем,  не  против  подшутить  над  теми,  кто  туда  пришел.

ВНЕШНИЙ ВИД: Выглядит  водяной  как  старик  с  большой  бородой  и  рыбьим  хвостом  вместо  ног,  волосы  старика  имеют  зеленый  оттенок,  а  глаза  похожи  на  рыбьи.  Днем  водяной  предпочитает  оставаться  на  дне  водоема,  а  с  восходом  луны  поднимается  на  поверхность.  По  водоему  дух  предпочитает  перемещаться  верхом,  в  основном  плавая  на  соме.  За  это  сома  называет  народ  —  чертова  лошадь.

МЕСТА  ОБИТАНИЯ:  Дух  обитает  в  крупных  пресноводных  водоемах:  реках,  озерах,  болотах.  Впрочем,  иногда  он  выходит  на  сушу  и  появляется  в  ближайших  селениях.  На  водоемах  для  жилища  водяной  предпочитает  выбирать  наиболее  глубокие  места  или  места  с  сильным  круговым  течением  (водовороты,  места  возле  водяных  мельниц). Особой  силой  наделялись  родниковые  Водяные,  ведь  родники,  по  преданиям,  возникли  от  удара  молнии  Перуна  —  самого  сильного  божества.  Такие  ключи  назывались  «гремячими»  и  это  сохранилось  в  названии  многих  источников.

Встречник, Худ.Н.Антипова

Встречник, Худ.Н.Антипова

ВСТРЕЧНИК

******

Еще в некоторых местностях был известен такой демон, как встречник. Он появлялся в виде вихря на дорогах. Считалось, что он охотился за душами грешников, в частности, самоубийц. Встречник мог спровоцировать человека на самоубийство, особенно подверженными его влиянию были люди нетрезвые

Смерть Олега, Худ.Н.Антипова.

Смерть Олега, Худ.Н.Антипова.

ВЕЩИЙ ОЛЕГ

В ЛЕПОПИСЯХ.  Смерть Олега окутана такой же непроницаемой тайной, как и его жизнь. Легенда о «гробовой змее», вдохновившая Пушкина на хрестоматийную балладу, — лишь часть этой загадки. В отношении смертельного укуса змеи давно уже высказывалось сомнение — в Приднепровье нет таких змей, чей укус в ногу мог бы привести к смерти. 

 Оказывается, умер князь Олег в Ладоге по дороге в Новгород. Напомним, Старая Ладога — первая столица Рюриковичей, и именно здесь похоронили Олега, коему Рюриковичи обязаны укреплением собственной власти и распространением ее на другие русские земли. Здесь же и его могила, которую, кстати, экскурсоводы показывают немногочисленным туристам и поныне (правда, археологические раскопки на сем месте не производились, и сама «могила» носит, скорее, символический характер). Новгородский летописец не отрицает смерти Олега от укуса змеи, но делает важное уточнение, которого нет у Нестора: змея укусила («уклюнула») Олега не на днепровском или волховском берегу, а «за морем»!

Двоедушник

Двоедушник, Худ.Н.Антипова

ДВОЕДУШНИК — В древнерусской языческой мифологии несчастное существо, способное совмещать в себе две души: человеческую и сатанинскую.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Днем двоедушник ведет себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засыпает глубоким сном, так что его невозможно разбудить. В это время он бродит вне своего тела или в своем обличье, или в обличье пса, зайца, коня.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ?  Да, собственно, и никак. Разве что — предположить?  Спит человек крепко — кто он:  уставший работяга или подозрительный двоедушник?

Или по ночному облику. Вот бродит конь. И вроде бы ничей. Ты ему — Ах, ты двоедушник! — и к себе во двор. А утром — бац! — и хозяева объявились. И уже не конь — двоедушник, а  ты — вроде как вор.  Так что с определением двоедушника не спешите. Тут тонкий подход нужен.

СМЕРТЬ: Иногда после смерти двоедушника его чистая душа идет на тот свет, а нечистая становится упырем.

В ЛИТЕРАТУРЕ: … Если бродящего Двоедушника кто-либо будет задерживать, он может убить своей силой или силой ветра, от которого нет спасения. Двоедушника можно разбудить, перевернув его головой на место ног. В этом случае Двоедушник будет болеть не менее двух недель. Н.И.ТОЛСТОЙ

Дивьи люди, Худ.Н.Антипова

Дивьи люди, Худ.Н.Антипова

ДИВЬИ ЛЮДИ — люди или народы фантастического облика.

РОДОСЛОВНАЯ: Считается, что прародителями Дивьих людей были Дый (Див) и Таруся.

ИСТОРИЯ: На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Изначально они были одним родом, и имели одних прародителей.. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. Разделились они по религиозным мотивам. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. А чудь ушла в те пещеры незадолго до включения Урала в Московское царство.

ПОВЕРЬЯ: В уральских поверьях первой четверти XX в. дивьи люди, обитающие в недрах гор, «дивно прекрасны и мудры»: «Дивьи люди живут в Уральских горах выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят меж людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события.

КОМПАНИЯ. Наиболее близки по духу  дивьим людям АМАЗОНЫ и ПЕСИГЛАВЦЫ.

Догода,

Догода, Н.Антипова

ДОГОДА (Погода) — бог тихого, приятного ветра и ясной погоды,

РОДОСЛОВНАЯ: Сын Стрибога,  муж богини Зимцерлы.

СТИХИИ. Догода относится к стихии  ВОЗДУХА.

ВНЕШНИЙ ВИД: Светлолицый, румяный ясноокий, безбородый, русокудрый юноша в васильковом венке, в серебристо-голубой одежде, с самоцветными крылами за спиной.

ХАРАКТЕР: весёлый нравом, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду!

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Покорные его воле, плывут в вышине стаи легкокрылых облаков. Наши предки усматривали в их причудливых очертаниях и небесные горы, и дворцы великанов, и ковры-самолеты, и колесницы божеств. Виделись им, конечно же, и ладьи, в которых восседают давно умершие предки, изредка навещающие родимые края. Они удостоверяют, что потомки чтут родовую память, уважают древние обычаи, чтут своих богов.

Домовой, Худ.Н.Антипова

Домовой, Худ.Н.Антипова

ДОМОВОЙ  — у него так много имен: Доброжил, Доброхот, Кормилец, Батанушко. Домовой — дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву.   Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не  будет житья.

Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего  лицом на главу семьи. По нраву он — вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались  поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

Подчиняются Домовые Богу Яриле его отцу Велесу.

ВРАГИ ДОМОВОГО:  Водяной да Леший,  Если в дом пытаются проникнуть Злыдни, то Домовой с ними изо всех сил борется.

Если Домовой не ладит с хозяином, то его именуют  «некошном».

КАК ПРАВИЛЬНО КОРМИТЬ ДОМОВОГО? —  Существует целый Ритуал угощения Домового.  Но суть его сводиться к одному — любите своего Домового, разговаривайте с ним, общайтесь. Угощайте его — и все у вас дома будет ладиться.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ в новый дом, соблюдая все обряды и обычаи при переезде,  не забудьте и про Домового.  Существует и свой, определенный обряд по переселению Домового. Приголубьте его на новом месте, приласкайте.

Дворовой, Худ.Н.Антипова

Дворовой, Худ.Н.Антипова

ДВОРОВОЙ   — покровитель двора, помощник домового. Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем не менее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником. Любимым животным дворового являлись кошка или кот.

Отличия дворового от домового совсем незначительны. Скорее всего, они близкие родственники.

Но это было раньше, тогда и дворы другие были. А сейчас вечерком в песочнице соберутся дворовые, песни под гитары слушать, разговоры свои разговаривать про благоустройство дворовых территорий.

Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная     сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей («ведьмина метла»‘).

Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине — (ни банник ни овинник не любят посягательств на свою территорию); на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик — пойди потом разбери — кто свой, кто чужой.

Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.

Жировик, Худ.Н.Антипова

Жировик, Худ.Н.Антипова

ЖИРОВИК (Лизун  или жировой черт) — один из многочисленных домашних духов, зовут его так потому, что любит жить в тепле и холе. Ещё зовут лизень за некоторые привычки. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее.

Скорей всего, это не какой-нибудь отдельный дух, а просто разновидность домового. И если ваш Домовой — Жировик, то печь вам блины да оладьи, пироги да плюшки, торты и пончики готовить для любимого сластены — Домового Жировика.

Любит ошиваться возле хозяек во время приготовления пищи, с целью лизнуть что-нибудь жирненькое — пироги, там, или блины, или оладьи, когда их вынимают из печи.

Жировик — Дух спокойный, к проказам не склонный.

Живёт за печкой или в подполе, вертится возле печки, любит лизнуть блины да оладьи с пылу-жару. Существо незримое, возится по ночам с посудой, вылизывает её. Делает это просто от скуки или по свойству своего весёлого нрава, забавляется.  По другим источникам: Лизун — домовой дух, который заводится у нерадивых хозяек, оставляющих немытую посуду на ночь.

В ЛИТЕРАТУРЕ.  Чур меня, чур, — явственно забормотали мужики, многие из которых скрестили пальцы и стали тыкать ими в сторону пришельца. — Сгинь, жировик ночной, сгинь.    А.Прозоров, Ведун, Слово воина

Ичетики, Худ.Н.Антипова

Ичетики, Худ.Н.Антипова

ИЧЕТИКИ — по поверьям славян — водяные человечки, бесята.

ИМЯ: Название «ичетик», возможно, произошло от коми «ичотик» — «маленький».

СТИХИИ. Ичетики относятся к стихии  ВОДЫ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: По поверьям Вологодчины, ичетики — маленькие водяные существа, духи утопленных матерями младенцев.
ВНЕШНИЙ ВИД: В Вятской губернии считали, что ичетики небольшие, мохнатые.
МЕСТО ОБИТАНИЯ: Они обитают в омутах на мельницах и предвещают несчастья.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ.  Ичетики  самостоятельной роли не играли, обычно они  выполняли всякие разные мелкие поручения Водяного : берег подмыть  или запруду устроить, а могли и  напротив — разрушить плотину.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Любит играть в карты, пить бражку и пакостить по-мелкому: заливать посевы, смывать кладки, подмывать мосточки и крутые берега. Как и водяной, не упускает случая затянуть под воду ребенка или подвыпившего взрослого. О грядущих несчастьях ичетики возвещают звуками — как будто по воде хлопают хлыстом.
ОБРАЗ ЖИЗНИ: Спит с Никиты осеннего (18 сентября) до Никиты вешнего (16 апреля). Говорят, Что у ичетиков была склонность к пьянству.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Водяному помогают «ичетики» и «шишиги» вместе с русалками. С.МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»

карна и желя-

Карна и Желя, Рис.Н.Антиповой.

КАРНА и ЖЕЛЯ — сестры-плакальщицы

РОДОСЛОВНАЯ: Карна и Желя – сестры, дочери Мары  и Велеса,

КАРНА (КРУЧИНА, Карина): у древних славян — богиня печали, богиня-плакальщица

ИМЯ КАРНА:  Др. — русского  «карити» — оплакивать.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  Если воин погиб вдали от дома, первой оплакивает его Карна. По преданиям, над мёртвым полем битвы по ночам слышен плач, всхлипыванье. Это богиня Карна в чёрных длинных одеждах выполняет трудную женскую повинность за всех жён и матерей.

ЖЕЛЯ — (западнославянское — Живана) — богиня смертной печали, богиня похоронного обряда, вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер.

ИМЯ ЖЕЛЯ: происходит от слова «жалеть», Отсюда же и «жальник» — могила.

ВНЕШНИЙ ВИД: Красивая неземной красотой и печальная. Бледное лицо оттеняют длинные чёрные волосы.

Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь, Худ.Н.Антипова

Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь, Худ.Н.Антипова

КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ – братья-основатели Киева

ИМЯ КИЙ: По одной из версий, имя Кий происходит от обозначения божественного кузнеца, соратника бога-громовержца в его поединке со Змеем.

РОДОСЛОВНАЯ: Кий, Щек, Хорив — — сыновья Орея(Ария), внуки Дажьбога. Имели сестру – Лыбедь.

КИЙ- прародитель русских, людей, восточных славян.

ЩЕК (ПАЩЕК) —   легендарный прародитель славянского народа чехов.

ХОРИВ (ГОРОВАТО) —   легендарный прародитель славянского народа хорват.

ЛЕГЕНДА: По легенде, Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

кострома-м

Кострома, Худ.Н.Антипова

КОСТРОМА  – дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы

ИМЯ: Название «Кострома» связывают с рус. «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений.

РОДОСЛОВНАЯ: Кострома

ОБРЯДЫ: Образ Костромы связан с празднованием «Зеленых святок» — проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон. Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

ВОСКРЕШЕНИЕ В ЦВЕТКЕ: Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, — Кострома.  Раньше этот цветок так и назывался — Купала-да-Мавка.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ:  Купальская ночь.   Праздновали обычно в день летнего солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня.   Праздник Купала был и праздником почитания  воды огня. Считалось, что  удивительная связь огня и воды олицетворяла собой зависимость плодородия от солнца  яркого да полива  хорошего.

Кикимора, Худ.Н.Антипова

Кикимора, Худ.Н.Антипова

КИКИМОРА. Иногда говорят, что Кикимора – веселая и игривая женщина-привидение. И это — истинная правда. Для привидения она действительно — достаточно игривая и веселая.

КИКИМОРА ДОМОВАЯ – один из домашних духов, причем злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов.  Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то  впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его; то когда все   уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими   огоньками.  Если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. Иногда кикимора  оборачивается серой кошкой.

МЕСТО ОБИТАНИЯ:  кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые.  И там уж — как пойдет. Либо он ее в приличную Домовушку воспитает, либо она верх возьмет, и весь дом на уши поставит.

Лихорадка, Худ.Н.Антипова

Лихорадка, Худ.Н.Антипова

ЛИХОМАНКИ (Лихорадки)- злые девы, сестры, приносящие болезни

ДРУГОЕ ИМЯ: Лихорадки, трясовицы.

ИМЯ: Имя Лихорадка говорит само за себя. Послушайте: «лихо радеть» — то есть переживать, заботиться о плохом.

РОДОСЛОВНАЯ: возможно, дочери Мары и Кащея- Чернобога

ПАРАЛЛЕЛИ.  Интересно, что Лихоманки (девы) — ходят вместе, числом 12 штук, и Злыдни(мужики) тоже числом до 12 собираются.

Худ.Н.Антипова

Худ.Н.Антипова

ЛЕШИЙ  —  хозяин  леса,  покровитель  лесных  зверей  и  птиц .  Леший – один из главных духов ЛЕСА.

Леший — это, конечно, не ведический бог; но тем не менее, это  Славянский дух леса, наделенный магическими свойствами.

ДРУГИЕ  ИМЕНА:  лесовик,  лешак,  лесной  дядя,  лесни́к,  лесу́н,  лису́н  полису́н),  лесной  дедушка,  лесной  дядя,  лесной  житель,  лесной  хозяин, боровик,  бор,  албастый,  лобастый,  лопастый.  В  Польше  леший  известен  под  именем  боровой,  боровик,  борута,  гаевой,  а  также  —  Лесное  Лихо.  Этимология  “лиха”  аналогична  этимологии  “лешего”. Леших  во  многих  местах  считают  и  называют  дикинькими  мужичками  (диковатыми)  и  «щекотунами»,  последнее  связано  с  тем,  что  лешие  могут  до  смерти  защекотать  людей.

ВНЕШНИЙ  ОБЛИК:  Леший  способен  менять  облик  по  своему  желанию,  поэтому  сложно  сказать  каково  его  истинное  обличье,  однако  чаще  всего  ему  приписывают  образ  старика  с  длинной  бородой.  У  него  серо-зеленые  волосы,  вечно  запутанные,  в  которых  торчат  листья  и  ветки.  В  таком  облике  леший  похож  на  человека,  но  от  последнего  его  отличает  сероватая  кожа,  отсутствие  бровей  и  ресниц,  а  также  большие  зеленые  глаза,  которые  светятся.  Свой  рост  леший  также  способен  изменять:  в  лесу  он  может  головой  доставать  до  верхушек  самых  высоких  деревьев,  а  через  мгновение,  шагнув  на  луг,  стать  ниже  травы.

 

Ледящий, Худ.Н.Антипова

Ледящий, Худ.Н.Антипова

ЛЕДЯЩИЙ — дух лени и безделия. Иногда говорят, что это — дух соломы,  но мне это  представляется  менее правдоподобным, чем дух ленности.   Его якобы никто не видел, потому что он всегда спит, зарывшись в солому, и только иногда издает какие-то звуки.  На первый взгляд, никакого смысла в существовании этого ледащего  даже отдаленно не наблюдается.  Но, видимо, зачем-то он был нужен. Может быть, для анти-примера? Не будешь работать — станешь, как Ледящий.

ПОДРУГИ Ледящего — Лень и Отетя.

Лесавки - 3Худ.Н.Антипова

Лесавки — дед да бабка Лешего
Худ.Н.Антипова

ЛЕСАВКИ —  лесные духи,  ближние родственники  Лешего.

Лесавки –  духи  ЛЕСА.  

В ЛИТЕРАТУРЕ. Зашебуршалась вверх по стенкам кадки всякая мелкая шушера вроде бурых и зеленых моховиков, одетых в травяные юбочки луговых, сереньких лесавок.  Александр ПРОЗОРОВ:  ЦАРСКАЯ ДЫБА

ВНЕШНИЙ ВИД: Для народов, проживающих на территории Уральских гор, Лесовка представляется как лесной дух, являющийся в образе молодой девушки с распущенными волосами. Как правило, в волосах лесной ведьмы присутствует в большом количестве растительность в виде веток деревьев или растений водного происхождения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Любимое время суток активной деятельности,  конечно же, ночное время. Горе тому путнику, кто попадёт в сети этих лесных или водяных ведьм. Лесовки всё сделают для того, чтобы завлечь путника в лесную глухомань, в топкое болото, одним словом в свой загробный мир, чтобы там расправиться со своей жертвой.

Лесавки — лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки (бабушки и дедушки лесовика). Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Всё это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шебуршат, копошатся маленькие лохматые клубочки. За короткое время натрудятся, умаются — долго спят.

 

Люб, Худ.Н.Антипова

Люб, Худ.Н.Антипова

ЛЮБ — дух-охранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Пушистый Люб был исключительно рыжим (под цвет солнышка). Люб —  важный мифологический персонаж, наделенный достаточно выразительной силой и недюжинными полномочиями.

В компетенции Люба находилась охрана брачного ложа как семейной святыни. Согласитесь, миссия столь же почетная, сколь и ответственная.

Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба — такого же кота, только черного и злобного.

Кое-где до сих пор перед свадьбой пекут любки — овальные лепешки-ладьи из пышного теста. В центре такой лепешки, олицетворяющей девичье лоно, запекается, но уже из ржаного теста, подобие толстого, мясистого гриба-красноголовика (подосиновика) , но головкой вниз. Такой любок ставится в укромное место близ постели новобрачных, дабы ими мог насыщаться Люб. Верили, что признанный ценитель заповедных брачных таинств, отведав печево своего имени, будет неустанно нести дозор, оберегая сладострастные устремления супругов от посягательств сторонних сил и лиц, во благо принятым ценностям.

Морок, Худ.Антипова

Морок, Худ.Н.Антипова

МОРОК в славянской мифологии — Бог  лжи,  обмана  и заблуждений.

РОДОСЛОВНАЯ: сын  Мары  и Кощея-Чернобога

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Да, Морок — дух — обманщик, он Бог  невежества и заблуждений. Но также он — хранитель путей к Правде, скрывающий от иных Истину за пустой маятой мирскою.  А еще Морок может обращаться в  холодный Мороз, ибо всякая ложь – расчетлива и холодна.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ: 1 января отмечается День Морока (Мороза).

ДАРЫ: Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью.

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА:  — Морок — обманное видение,

— морока — дело, бесполезно забирающее силы,

— заморочиться — начать делать не очень-то нужное, но трудоемкое дело

— белый морок — туман, повисший над снегом.

Намной, Худ.Н.Антипова

Намной, Худ.Н.Антипова

НАМНОЙ.  К домовым относится также, скорее всего, и намной. Этот ночной дух, известный. в частности, в Тверской губернии, наваливается ночью на спящих и наминает их, оставляя синяки на теле. Если синяки болят — это к худу, если нет — к добру.

Овинник, Худ.Н.Антипова

Овинник, Худ.Н.Антипова

ОВИННИК (Гуменник) — дух, живущий в овинах (гумнах), где сушат снопы.   Весь лохматый,   сажей измазанный, сидит в самом дальнем углу, умеет лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, если удаётся наказать нерадивого хозяина. Людям же работящим он всячески помогает- бережёт зерно от мышей, распутывает свалявшиеся снопы и т. д. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Вот такой полезный чумазик!

Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники.

В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь.

Надо еще заметить, что ни овинник, ни банник не вторгались в зону жизненно важных интересов домового, не без оснований полагая его более сильным. 
В какой-то степени роднит овинника с банником и отношение к ним людей, в частности, девушек, желающих погадать на тему будущего замужества.

Участь овинников оказалась плачевной — овины совсем исчезли из хозяйственного обихода, оставшись, разве что, в музеях. Куда подевались овинники в наше время — то ли вымерли окончательно, то ли переквалифицировались, допустим,  в ЭЛЕВАТОРНЫХ  — сие нам не известно. 

Оборотень, Худ.Н.Антипова

Оборотень, Худ.Н.Антипова

ОБОРОТНИ. В славянской мифологии яркими примерами оборотнечества  можно считать Арысь-полеЦаревну-лягушку,  ПАРАСКЕЮ — змею — жену бога Индры,  Великого Полоза  и волкодлаков. Оборотями являются также литературные герои:  моряны (ТГ),

Были в славянской мифологии — Берендеи— оборачивающиеся бурыми медведями люди. Как правило, это были колдуны либо заколдованные люди.

Слабым отголоском медвежьих действ может быть наличие «медведя»-человека в вывоpоченном тyлyпе в составе pяженых на зимних святках и на Масленицy.

Очень много в славянских легендах птиц, чей облик принимают те или иные боги: Див-Птица (Дый— бог ночного неба), Финист — ясный сокол (Огненный Волх),   Матерь Сва может превратиться в птицу Гамаюн, в птичку Гамаюн  может и Велес обратиться, ведьмы любят обращаться в сорокРАРОГ (инкарнация Семаргла), сын Велеса Совий почти всегда в облике совы живет;   Стратим — птица  воплощение Стрибога — бога ветров, а Алконост — воплощение Хорса.

Существовали  боги, чей образ просто имел зооморфные черты, например  ВЫРГОНЬ  – змееволосая Богиня, Апи — богиня змееногая,  Полкан-Китоврас — кентавр, а не человек; а также песиглавцы.

Овсень, Худ.Н.Антипова

Овсень, Худ.Н.Антипова

ОВСЕНЬ — (Авсень, Усень; Таусень, Китень — белорусское) — бог труда, покровитель коней, мостов, пахоты. славянский бог урожая

РОДОСЛОВНАЯ:  У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

Таким образом, раз  Овсень — близнец Коляды — то его родители Даждьбог и Майя Златогорка.

ИМЯ: (старо-русское «оусинь», то есть «синеватый» и «просинец» — название декабря и/или января).

В СЛАВЯНСКОМ ЭПОСЕ.  Есть такая сказка  про царя Усилу Доброго. Принято считать, что этот Усила и есть наш Овсень.

ИСТОРИЯ: Коляда и его брат Овсень — реальные личности, жившие на земле 8,5 тысяч лет назад. Многое об Овсене можно узнать, прочитав древнюю русскую былину о царе Усиле Добром — герое  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА. Во всяком случае, этот человек, прежде чем стать богом, совершил много героических подвигов и достоин того, чтобы потомки о нем помнили.

Переплут, Худ.Н.Антипова

Переплут, Худ.Н.Антипова

ПЕРЕПЛУТ — славянский Бог дорог и путей,  соответственно, и путешественников и  мереходов,  ну и самого мореходства.

ИМЯ: Имя Переплут  — рус. церковнослав. Переплуть, от рус. «плут», «плутать» или «переплыть», так как Переплут имел отношение к мореходству

СТИХИИ. Переплут относится к стихии  ВОДЫ.

ИЕРАРХИЯ: Ему подчиняются водяные

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Переплут — славянский Бог моря и мореходства,  но  иногда его же считали и  богом изобилия, семян и всходов. И это не случайно, ведь корни растений тоже «плутают»,  переплетаются и ищут себе правильный путь.  И дело Переплута — поставить их на этот  путь истинный, помочь им.

А еще Переплут на короткой ноге с морскими ветрами. Нельзя сказать, что они ему подчиняются, но  — к слову его прислушиваются, это уж точно.

ПОЧИТАНИЕ. Есть такая  интересная запись в «Слове Иоанна Златоуста», что почитая Переплута,  люди пили «вертячеся в розех» — причем никто точно не знает, что значит «В розех». Поэтому остановимся на вертящихся — танец — хоровод — движение.  Переплута почитают движением, а движение — это жизнь.

припекало-

Припекала, Рис.Н.Антиповой

ПРИПЕКАЛА — хитрый и шаловливый славянский бог празденст и гуляний. Бог веселого времяпровождения, бог всех праздников

ВНЕШНИЙ ВИД: Красив, но тщеславен. Облик принимает самый разный: то неотразимым красавцем возникнет у плеча девственницы, шепнет ей на ушко, легким ветерком нырнет под одежды, пощекочет; то полураздетой нимфой мелькнёт перед взором юноши-полуночника; то лепестком прекрасного цветка опустится на пышную грудь или на розовые колени молодой вдовушки.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Больше покровительствует мужчинам, хотя женщины так не считают. Своими ручонками шаловливыми рвал он узы верности, склонял людей к связям на стороне.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  если Припекала берется за дело — ни матушка, ни тетушка, ни сам Всевышний не в силах помешать ему.

ПОЧИТАНИЕ. Не очень-то его почитали замужние женщины, ибо был этот божок таким, что мужья нет-нет, да и забывались, и на ночку-другою покидали свою семью. Бывало, что даже камнями побивали идол этого божества (хотя исправлению это и не способствовало, но хоть эмоции выплеснуть — позволяло).. И тем не менее, почитателей у Препекалы все-равно достаточное число находилось.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ. Щедра Купальская ночь. Многих богов она чтит. И Препекалу в том числе.

Худ.Н.Антипова

Худ.Н.Антипова

ПОЛЕВИК (полевой, житный дед) — дух, охраняющий хлебные поля. Иногда появляется в образе старца в белых одеждах и пугает людей. В черноземных районах на одно поле по четыре полевика приходится.

А там, где земля скудна, бывает, что на четыре поля – один полевик.

Полевик не просто на солнышке греется, он Хозяину помогает.А уж если Хозяин сможет ключ подобрать к полевику, то тот точно лениться не будет.

Если полевик благоволит к хозяину, будет посевы его лелеять, а иногда может за стогом спрятаться и что-нибудь такое важное предсказать… Ведь все они, нечистые-то, отчего-то хорошо наше будущее знают. Если полевик сильный, мощный, то и поле будет хорошее, и урожай высокий.

СТИХИИ. Все полевики относятся к стихии  ЗЕМЛИ.

В ПРЕДАНИЯХ:  Иногда люди  встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не  боится выпачкать рук.
ПОЧИТАНИЕ: Как и все из нечисти, полевики — взяточники, гордецы и капризники — любят, чтобы их ублажали.  Полевика старались умилостивить – оставляли ему подарки: тёмной ночью клали в овраг несколько яиц и петуха..

Песиглавец, Худ.Н.Антипова

Песиглавец, Худ.Н.Антипова

ПЕСИГОЛОВЦЫ (песьи головы) — циклопы с человеческими телами и собачьими головами. Баснословное племя, жившее на южных границах славянских племен.

Песиглавцы имели зооморфные черты.

ВНЕШНИЙ ВИД:   Песиглавцы были существа с песьими головами и мордами, а потому отличались необычайной выносливостью, свирепостью и жестокостью. Впрочем, люди все-таки соображали лучше, а потому могли противопоставить безудержной злобе песиглавцев хитроумие и смекалку. Можно предположить, что воины некоторых кочевых племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шкуры с головами поверх шлемов, для устрашения. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси называли песиголовцами.

МИФЫ: Постепенно племя это было все повыбито в войнах, до которых песиглавцы были большие охотники, и никого из них на свете не осталось.

КОМПАНИЯ. Считается, что песиголовцы в компании с Амазонами да дивьими людьми по свету белому ходили.

В ЛИТЕРАТУРЕ: На лугу, на лужайке сходились в хороводы Ведьмины детки — куцые курочки в острых хохолках. И, сцепившись ногами-руками, покатились клубком, как гаденыши, за Окаяшкой косматым одноглазые Песьи головы. A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

Руевит, Худ.Н.Антипова

Руевит, Худ.Н.Антипова

РУЕВИТ (Ругевит) — бог войны у балтийских славян (о.Рюген).

ОБРАЗ: Руевит —   идеализированный образ земного воина. Недостижимый, но вполне реальный образ, к которому нужно стремиться каждому потомку Великой Расы, не смотря ни на что

СФЕРА ВЛИЯНИЯ:  — Небесный Бог-Воин, защищающий вместе со своими семью собратьями-соратниками, Богом Поревитом, Богом Яровитом, Богом Поренутом, и другими Богами, Земли в созвездии Макоши (Большая Медведица),, также все Земли и Луны в системе Ярилы-Солнца.  Руевит оказывает  Перуну своеобразную поддержку, освобождает его с собратьями от части обязанностей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Руевит всегда находится на страже прекрасных Земель, где проживают Роды Великой Расы. Он также хранит боевые мечи своих семи Божественных собратьев-соратников, и поэтому Его атрибуты — семь мечей, висящих у пояса, и восьмой — в правой руке Бога Руевита.

ПОКЛОНЕНИЕ: Большой деревянный идол стоял на возвышенности, угрожая врагам и защищая от всякой напасти. Руевиту жертвовали перед походом и после, особенно если поход был удачным. Многоликость бога у древних обозначала его всемогущество и неуязвимость.

АМУЛЕТЫ:  Деревянные куколки этого бога воины брали с собой, когда отправлялись в поход на лодиях.

Рюрик, Синеус и Трувор, Худ.Н.Антипова

Рюрик, Синеус и Трувор, Худ.Н.Антипова

РЮРИК, СИНЕУС и ТРУВОР

******

В ЛЕТОПИСЯХ. на страницах Несторовой летописи появляются загадочные исторические персонажи, которые не скоро отсюда исчезнут. Конечно же, имеются в виду варяги. В 859 году они прибыли «из заморья», дабы собрать со славянских и финских племен причитавшуюся им дань, в 862 году их изгнали — снова «за море» (должно быть, за злоупотребления), но ненадолго: в том же году варяги вновь вернулись, и трое из них — Рюрик, Синеус и Трувор — стали княжить в Новгородских землях. Синеус и Трувор вскоре умерли (или же были убиты — летопись о том многозначительно умалчивает), а Рюрик положил начало правящей династии, с чьей судьбой история России оказалась связанной на долгие семь с половиной веков.

Снегурочка, Худ.Н.Антипова

Снегурочка, Худ.Н.Антипова

СНЕГУРОЧКА — (Снегурка, Снежевиночка) — мифологический персонаж русской сказки.

ИМЯ: Снегурочка названа так потому, что родилась из снега.

РОДОСЛОВНАЯ:   У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Ее каждый год создают из снега люди.   Но дочь Лады,    Мара-Марена очень любит девушку Снегурочку и пестует ее, как свою Родную дочь.   Поэтому человек, лепящий Снегурочку из снега, пользуется особым покровительством Всесильной Марены, получает от нее дополнительный срок жизни и избавление от хворей и болезней. Хотя у Снегурочки нет своих Отца и Матери, у нее есть свой Дедушка. Среди людей его знают, как  старого Мороза.

Относится к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.

ВНЕШНИЙ ВИД: Она внешне похожа на обычную девочку, которой (это единственное отличие от окружающих) запрещается выходить на солнечный свет.

ХАРАКТЕР: Добрая, не такого крутого нрава, как Мороз

ОБРАЗ: В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. В отличие от злого Морозки и смешной Масленицы, сказки всегда рисуют Снегурочку печальной белолицей красавицей, полной неизъяснимой, прохладной прелести. Это Зима в ее лучшую, любимую народом пору

Сида, Рис.Н.Антиповой

Сида, Рис.Н.Антиповой

СИДА — в славянской мифологии хранительница и провожатая Пути в Навь.

РОДОСЛОВНАЯ. Супруга Велеса

ИМЯ.   Сида —  значит «мудрая» (сидни-оседни это святые мудрецы).

ПОКЛОНЕНИЕ: Ей возносили грустные, протяжные песни в виде молитв, чтобы умерший хорошо добрался до Нави.

Скорей всего, именно ей должны служить Карна и Желя.

В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.  Был у славян  скотий бог — Велес, и много у него жен было, но когда умерла Ася, то отправился Велес за ней — в царство Нави, и встретил он там Вилу  Сиду.  И узнал тут Велес, что все его жены, собственно, были ликами, нисхождениями в наш земной мир Вилы Сиды.  Все они — и Азовушка,  и Буря-Яга,  и Домна, и Ася Звездинка  (Ясуня Святогоровна),  и Золотая Матерь,  и Дива Дыевна (Перуница-Додола) — все они — единое целое.  Все они — от Сиды произошли.

Велес решил не расставаться с Сидой.  Но похитил нежную Сиду  злой Кащей.  И Велес со своим другом Святобором отправились ее вызволять. Победили они войско Кащеево, освободили прекрасную Вилу Сиду.

В ДРУГИХ РЕЛИГИЯХ.    В Индии она — Сита, жена  Рамы, в Шумере ее звали — Сидура, а в Египте была она Исидой(Сидой)

Упырь, Худ.Н.Антипова

Упырь, Худ.Н.Антипова

УПЫРЬ – живой мертвец, восставший из могилы.

ВНЕШНИЙ ВИД: Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие — это острые зубы, так все зубы упыря заострены и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волкодлаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря. В упыря может превратиться и двоедушник.

МЕСТО ОБИТАНИЯ: Обычно живые мертвецы селятся на кладбищах и не отходят далеко от своих могил, но иногда в поисках пищи или, спасаясь от преследователей, упыри могут поселить в лесу или даже в селениях, там для жилья они выбирают темные места, куда не проникает солнечный свет.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах, чаще всего это склепы и могилы, гораздо реже подвалы домов. С заходом солнца упыри выходят на охоту. Питаются мертвецы различными крупными животными, но предпочитают охотиться на людей. Напав на человека, упырь выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть.

хмель

Хмель, Рис.Н.Антиповой

ХМЕЛЬ  — Бог хмеля и пьянства.  Бог  Хмель — Покровитель пчеловодов и медоваров, а также любого квасо-пивоворения,  он управляет цветением полевых трав и луговых растений, и за цветами на плодовых деревьях он тоже присматривает.

РОДОСЛОВНАЯ: Супруг Сурицы.

ХАРАКТЕР.  Всегда веселый (ну или — навеселе), Хмель очень легко завязывает знакомства и также легко разрывает их. Беспечный и недалекий, он легко идет по жизни, и море ему- по колено. (И, как каждой пьянице, каждая лужа — по уши).

ПОЧИТАНИЕ.  В пору сбора меда, во время праздников и застолий, приносились дары богу славян Хмелю: напитки, на травах  да на меду настоянные, пышные букеты полевых цветов, да сладости, на меду замешанные.

ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК.   Любит Хмель хмельной напиток медовуху.

ЛЮБИМОЕ РАСТЕНИЕ. Естественно, Хмель — лиана с красивыми шишечками.

Числобог, Худ.Н.Антипова

Числобог, Худ.Н.Антипова

ЧИСЛОБОГ — славянский бог времени, луны, чисел и календаря.

ВНЕШНИЙ ВИД: Славяне его изображали мужчиной средних лет, держащий в левой руке меч, что символизировало вековую защиту. В правой руке крепко он держит великий круглый  щит свой, на котором изображен рунический круголет (календарь). В древности бога Числобога изображали еще с двумя ликами. Один лик круглый похожий на луну и другой похожий на месяц.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: По круголету велось летоисчисление в землях славянских. Круг жизни по круголету -144 лета (считается по 16 лет да еще на 9-то стихий —  9 цветов). В круге 16 чертогов, у каждого чертога есть свой бог покровитель.

Круголет Числобога показывал людям не только дни, даты, но и природные явления, судьбы людей и астрономический календарь. Но круголет был отменен  в лето 7208 (это 1700 год н.э.),  в нашем времени этим календарем пользуются инглистические верующие древнерусской церкви.

ПОКЛОНЕНИЕ: Жрецы поклонители высаживали возле своего идола множество разных цветов, по которым закрытию и открытию бутонов определяли они точное время суток. И было  место это всегда выглядело загадочным и таинственным.

ПОДНОШЕНИЯ: Треба же Числобогу такова: зерно и плоды, а еще — пироги и вино, принимает он  так же мёд и говядину.

Шиликун, Худ.Н.Антипова

Шиликун, Худ.Н.Антипова

ШИЛИКУНЫ  — хулиганистые мелкие духи

ДРУГОЕ ИМЯ. Шуликуны,  Шликуны, Шилиханы, Шулюкуны.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Они  появляются в нашем мире Сочельник и до самого  Крещения бегают по улицам, иногда даже  с горящими углями на сковородках. По ночам будут буянить,  шуметь и колобродить, а   еще, обратившись в черных кошек, так и будут лезть под ноги. Пьяных могут столкнуть прямо в прорубь.

МЕСТО ОБИТАНИЯ. Шуликуны вылезают к нам на землю из воды — из проруби  речной или из болота. В Крещение уходят к себе в подземный мир

ВНЕШНИЙ ВИД:  Они очень-очень маленького роста — размером всего-то с кулачок, и состренькими  конусообразными головами, которыми они долбят во льду проруби, чтобы выбраться на землю.И хотя росту они с воробья,  а ноги у них,  как у лошади — с копытцами, изо рта их  огонь дышит.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Эти мелкие демоны…, по-видимому, происходят из «заложных» покойников, хотя об этом есть лишь немногочисленные свидетельства и косвенные данные.

ИМЯ: Слово шуликун одни исследователи связывают с тюркским «шулюк» (пиявка), другие полагают, что оно происходит из татарского «шульган» (злой дух, подводный царь, пасущий под водой бесчисленные стада скота).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *