Статья из «АЛЬБОМА С РЕПРОДУКЦИЯМИ»
Картины Нонны Кукель.
АЛКОНОСТ — чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая.
РОДОСЛОВНАЯ: инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц — Рарога, Стратима.
ВНЕШНИЙ ВИД: Алконост – полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Управляет ветрами и погодой.
ИЕРАРХИЯ: Существу покровительствует славянский бог Хорс.
ОБРАЗ ЖИЗНИ: Яйца алконост откладывает в воду на самое дно, чаще всего выбирает берег моря, но также подходят и крупные реки. На дне яйца пребывают в течение 7 дней, после чего они всплывают и вылупляются птенцы. Все это время вокруг гнездовья стоит ясная, безветренная погода, а алконост-мать поет свои чудесные песни, находясь неподалеку, скрываясь в лесной чаще. Когда птенцы вылупляются, алконост забирает их и еще 7 дней находится с потомством на земле, пока молодняк не наберется достаточно сил для полета в Ирий.
.
.
..
.
БОЯН (Баян) — славянский бог музыки, поэзии и музыкальных инструментов. мифический поэт-певец древних славян. Упоминается в летописях.
Боян — Велесов внук, сын Тура и Турицы.
Прародитель Бояна — звериный и «скотий» бог Белес, поэтому вещий певец умеет и слышать голоса птиц и зверей, а потом перелагать их на язык человеческий. Струны его гуслей — живые, персты его — вещие…
Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина
В песнях Бояна есть и шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку.
БЕЛОБОГ — Небесный Бог-Охранитель Древнего Знания Вышних Миров.
Белбог – собирательный образ, бог света, добра и справедливости.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Он щедрый податель всякого благодеяния, счастья и радости, всем трудолюбивым людям. Белобог наставлял в древнейшие времена наших Многомудрых Предков на созидательный труд во Славу и Величие всех Родов Великой Расы. Благим созидателям, идущим по Златому Пути Духовного Развития, Мудрый Белобог даровал Древнее Знание Вышних Миров, и они создавали такие прекрасные творения, которые на протяжении существования жизни на Мидгард-Земле никто не смог повторить.
СВЯТИЛИЩА в честь Белбога устраивали на холмах, обращая идола лицом на восток, навстречу восходящему солнцу.
ДАРЫ: в дар Белбогу преподносили серебряные и золотые украшения, реже медные монеты. Впрочем, почитали Белбога не только в святилище божества, но и на пирах, обязательно произнося тост в его честь.
СПОСОБНОСТИ: Белбог способен рассеивать тьму и порождать в людях добрые мысли и намерения. И как брат Чернобог, он является превосходным магом, умеющим изменять Явь по своему желанию. Именно в Яви его способности наиболее сильны.
ВЕЛЕС – один из Старших богов славянского пантеона, так называемый — перворожденный. Велес считался богом Лунным. И именно Велес привел в движение наш мир, сотворенный ранее Родом и Сварогом.
РОДОСЛОВНАЯ: У Велеса очень сложно проследить весь его жизненный путь, поскольку приходил он в этот мир много раз. По легендам, самый старший, а соответственно, и самый главный Велес — Велес Родович, сын Рода и Небесной Коровы Земун. Но, видимо, что-то не задалось в тот раз, и второй раз Велес был рожден от Амелфы и Ра (Велес-Рамна).
Женат был Велес на Макоши-Мокоши, и поэтому одно из его имен — Мокос (Мокошин муж), от этого союза у Макоши появился сын Тур. А еще у Велеса есть сын Совий.
Женой Велеса, его любовью, стала Азовушка — нежная и добрая дочка Сварога и самой Матери-Сва. Удивительный остров Буян – то самое место, где была священная обитель бога Велеса и красавишны Азовушки. (На Азовушке Велес был женат в образе Асилы).
И был период, когда женат был Волос на Маре-Морене, и имел он от нее сыновей Сна да Мороза, дочерей Карну да Желю В одно время Велес в образе речного бога Дона женился на Асе-Ясуне Святогоровне. А когда погиб он , то Ясуня с горя-печали обернулась страшной Бурей-Ягой.
ГАМАЮН — сказочная райская птица, птица – говорун.
РОДОСЛОВНАЯ: Воплощение (инкарнация) Велеса — бога мудрости.
ВНЕШНИЙ ВИД: Изображали птицу-гамаюн с женским лицом и грудью; иногда просто большой птицей, взлетающей из морских глубин.
ОБРАЗ ЖИЗНИ: По природе своей гамаюн не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но обладает тяжелым характером и потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к существам более низкого порядка.
ХАРАКТЕРИСТИКА: Птица Гамаюн — — посланница славянских богов, их глашатай.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. По поверью, когда кричит вещая птица Гамаюн, она счастье пророчит.
СПОСОБНОСТИ: Птица-Гамаюн способна предсказывать будущее, а так же раскрывать ложь, она знает все на свете: что было, что есть и что будет.
ДАЖЬБОГ (или ДАЖДЬБОГ) — один из самых древнейших богов славянских, он бог Всего Мира, он — солнечный бог, он еще и носитель света солнечного.
ИМЯ: «Дающий бог», бог, создающий главные условия для жизни на нашей Земле (т.е. он есть бога, «посылающий нам благо»); он — податель влаги небесной и урожая нашего; он — бог, «дающий саму Жизнь» природе.
РОДОСЛОВНАЯ: Даждьбог сын великого Перуна и нежной русалки Роси, он — прародитель народа русского. Через отца — внук Сварога, через мать — внук Велеса. Супруг Златогорки, Живы и Марены.
От Златогорки у него два сына — Коляда и Овсень.
А вот мир после потопа ему досталось восстанавливать с Живой, она и родила ему АРИЯ (ОРЕЯ) — легендарного прародителя Рода славянского и Кисека.
от Мары-Морены имеет сына Богумира...
ЖИВА — животворящая Богиня Жизни и ласковой весны, рождения и здоровья, жита-зерна и плодородия, Богиня чистых Душ Человеческих, ручьев и рек весенних да бурлящих, Богиня первых робких зеленых побегов.
.Божиня Жива – это ключевое, главное женское божество в мире славян. Она, подобно богу Сварогу, светом своим охватывает весь мир целиком и внимательно следит за исполнением основных законов Рода.
Богиня Жива наделяет нежностью, заботой, добротой, сердечной и внимательностью всех беременных женщин и матерей кормящих.
Богиня-Покровительница прекрасного Чертога Девы во Сварожьем Круге. Ее воплощением принято считать кукушку.
ГОРОСКОП. Входит в состав гороскопа Ваш славянский покровитель..
ЗИМА – богиня Холода, жестокая красавица. Относится к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В ноябре она проезжает по горам и долам на пегой кобыле. Зима дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже нечисть, о которой добрые люди боятся вспоминать на ночь (а если кто и обмолвится ненароком, тот тут же оговаривает свою ошибку словами: «Не к ночи будь помянут!» ), даже все духи тьмы торопятся укрыться подобру-поздорову куда-нибудь подальше да поглубже от краснощекой, белолицей красавицы, замораживающей своими поцелуями кровь в жилах.
ИЕРАРХИЯ: Слуги Зимы — метели, вьюги, поземки-поползухи. Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, просят у нее заделья, и уж когда дает им Зима работу, крутятся над землею снежные вихри, метут метели, бушуют бураны. Зима старается, чтобы все вокруг было белым-бело, снежным-снежно!
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: Идет время, Зима стареет, и к марту месяцу, накануне прихода Весны — Красной девицы, Зима в народном представлении обращается в уродливую старуху, зловредную мачеху, которую мы мечтаем как можно скорее спровадить туда, откуда она пришла: за горы — за моря, в снеговые, ледяные хоромы, чтобы насладилась теплом уснувшая земля, пробудилась и расцвела. Тогда наступает праздник Масленицы, когда старуху Зиму с облегчением гонят со всех дворов. А в память о древнем поединке Перуна с демоном Зимы люди строят снежные крепости с башнями и воротами — и разрушают их с громкими победными криками.
КОСТРОМА ИМЯ: Название «Кострома» связывают с рус. «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений.
РОДОСЛОВНАЯ: Кострома – дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы
ОБРЯДЫ: Образ Костромы связан с празднованием «Зеленых святок» — проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон. Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.
СМЕРТЬ: Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку — Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер. Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни.
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ — самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен и до наших дней. Мать Сыра Земля — Небесная Богиня-Покровительница Мидгард-Земли. Богиня земного плодородия и богатого, обильного урожая.
ХАРАКТЕРИСТИКА: У всех народов с незапамятных времен считалась она одновременно естеством и божеством, есть понятие о Земле как о Матери — чувствующем, живом разумном существе женского рода, питающем всё живое вокруг. Из её плоти всё произрастает и в неё всё, распадаясь, уходит. Её воздухом всё дышит и в её водах всё омывается. Всех она любит, всех питает, добрым силу даёт, укрывает от опасности и спасает, злых может наказать землетрясениями и потопами, но скорбит о грешных детях своих.
ОБРАЗ ЖИЗНИ. Гром будит её весной. Мать Сыра-Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью, распространяет жизнь, силу и молодость. Она считается матерью всего живого, в том числе и людей. Очень часто образ этот используется в устном народном творчестве, в сказках, былинах, сказаниях.
ПОДНОШЕНИЯ И ТРЕБЫ: Перед посевной все Славянские и Арийские Роды приносили Богине богатые Дары и Требы. Данные безкровные жертвоприношения и Дары составляли в основном самые красивые лесные и полевые цветы и наилучшие сорта отборных зерен. Жрецы и Жрицы, которые служат Матери Сырой Земле, приносили эти жертвоприношения и Дары на Священный огненный жертвенник, дабы с огнем жертвенника все Дары и принесенные Требы поднялись в Небеса, в Чертоги Богини-Покровительцы.
МОРОЗКО. На привычного нам, современного Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок – Морозко (он же в более поздних версиях – Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Нам очень симпатичен этот одушевленный Зимний Дух – строгий, порой сварливый, но всегда справедливый. Все знают, что хорошим людям он благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.
Служители стужи относятся к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.
Зима долго длится, и поэтому у славян было много богов, связанных с этим временем года: Зимник, Зюзя, Морозко, Сивый, Трескунец, Студенец и другие.
ЗИМНИК. Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.
ЗЮЗЯ (Зюзик) — в западнославянской мифологии божок снега и мороза,.
ИМЯ: Произошло от слова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.
ПЕРЕСВЕТ — монах Троицкого монастыря, был благословлен игуменом Сергием Радонежским на битву с татарами и вместе с великим князем Дмитрием (Донским) участвовал в Куликовском сражении.
Пересвет Александр, брянский боярин, и его брат, боярин любецкий Андрей (Андриан, Родион – точное имя не известно) по прозвищу Ослябя, до принятия монашеского чина были «известными в сраженьях ратниками, не одно нападение встретившими» . Приняв монашеский постриг они и в Лавре ведали военными делами.
Началом Куликовской битвы 8 сентября 1380 принято считать поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем).
ОСЛЯБЯ: Брат Пересвета Андрей Ослябя героически сражался на Куликовом поле, был ранен, но выжил.
ПОГРЕБЕНИЕ: Однако известно, что павших в Куликовской битве хоронили на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. (Это около нынешнего стадиона Торпедо). Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. При перестройке храма их могилы сохранялись в течение многих веков.
ПЕРУН -бог войны и грозы; «громовник», «громовик»
ИМЯ: Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот кто сильнее бьет», «разящий».
В РУССКИХ СКАЗКАХ. В сказках Перуна иногда называли Гром Гремуч
РОДОСЛОВНАЯ. Родителями Перуна были Сварог и Лада. Перун — супруг Дивы-Додолы.
У Додолы от Перуна родились дети-божичи Дива-Девана, Магура, Тара, Градивник и Ситиврат.
А от русалки Рось — у Перуна сын Дажьбог.
ВНЕШНИЙ ВИД: Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, как грозовая туча — черно- серебряной головой и золотыми усами и бородой, вооруженным мечом и палицей, или также — луком и стрелами, и восседающим на пламенной колеснице. Колесница Перуна была запряжена крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим — сорока была одной из птиц, посвященных Перуну, именно из-за своей окраски. Люди верили что Перун, гуляя по белому свету охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считался священным животным Перуна.
ПТИЦА СЧАСТЬЯ — щепная деревянная птица — старинное славянское украшение, традиционно считающееся оберегом дома. Однако Птица счастья — артефакт многофункциональный, и несет не только обережные функции, но и притягивает Счастье (как Талисман).
ОБЩАЯ СТАЯ. Не единожды Птица счастья была замечена вместе с Синей птицей (птицей Удачи).
.РА — Бог Солнца.
ДРУГОЕ ИМЯ: Сурья-Ра
РОДОСЛОВНАЯ: Вышел из лица Рода.
От союза с Амелфой имел сына Велеса(Рамху) — второе воплощение Велеса.
Был женат на Владычице Морской — Волыне и от нее имел детей — Раду, Пленку и Хорса.
В СКАЗАНИЯХ. Согласно одному из мифов, бог Ра появился на этот свет из яйца, которое снёс гусь, что звался Великий Гоготун. Интересно, что Ока, приток славянской Ра-реки (Волги), имеет среди своих многочисленных притоков – Гусь и Москву. Имя Москва в своих корнях имеет Мося — старославянского бога. А у Мося священным животным бы
РОД — самое главное БОЖЕСТВО Славянского пантеона. Именно БОЖЕСТВО, а не БОГ, так как Род имел две основные составляющие — женскую — Лада и мужскую — Сварог.
НАЧАЛО НАЧАЛ. Вначале было яйцо (Кстати, вот вам и ответ на вопрос — что было в начале — яйцо или курица? Однозначно: ЯЙЦО!) А в яйце был Род. Проснулся он потихоньку, да потягиваться и бормотать что-то стал. И из его бормотания, из СЛОВА Рода появился БАРМА, а чтобы одухотворить Барму, Род создал дух Бармы — Тарусю.
ЖИЗНЬ ЗАРОЖДАЕТСЯ. Из лица Рода вышел Ра — бог Солнца — светлый и сияющий, а из дыхания Рода получился Стрый, которого впоследствии стали звать Стрибогом. Творение Рода была и Макошь — Мать нитей судеб человеческих.
Злата Майя — тоже творение Рода, и по всей видимости, вышла она из его сердца — ибо представляла она собой Любовь. Корова Зимун, Коза Седунь, Мировая Уточка и Матерь Сва — все они РОДовые создания.
СВЯТОГОР – богатырь, охраняет столб, поддерживающий Небо.
В начале времен у Матери-Сырой-Земли от великого Рода родился сын Святогор. Был он женат на Пленке (Плеяне), которая родила ему 7 дочерей:
Меря, Лина, Тайя — Ярина, Майя Златогорка, Ася — Ясуна, Аля — Алина, Эля — Эльвина
В отличие от всех других богатырей Святогор довольно сильно привязан к одному определенному локусу (это Святые горы).
..
.
СЕМАРГЛ (Симаргл) — Огнебог. Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы.
РОДОСЛОВНАЯ: Согласно преданиям, после того, как Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высеклись искры, из разгоревшегося пламени которых предстал огненный бог Семаргл. В день Осеннего равноденствия Семаргл откликается на зов Купальницы, призывающей на любовные игры. А спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния, у богов рождаются дети – Кострома и Купало.
СИМВОЛ божества — священный крылатый пес, в облике которого также мог появляться сам Семаргл.
СВЯЩЕННАЯ ПТИЦА. Рарог — инкарнация (воплощение) Бога-Сварожича Семаргла. Семаргл большую часть времени проводит в образе огромной огненной собаки. Образь Рарога он использует в случаях чрезвычайной срочности выполнения заданий Верховного Бога.
СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ: Семаргл — бог семян, ростков, корней растений, охранитель растений и зелени. В отличие от остальных божеств, Семаргл живет непосредственно среди людей, и поэтому охватывает многие области их жизни. Он считается богом огня и Луны, огненных жертвоприношений, в тоже время Семаргл хранит дом и очаг, посевы и семена, под его опекой происходит прорастание.
(543) Статья написана специально для сайта
Картины сказочны и прозрачны