Картины Валерия Славука

Статья из «АЛЬБОМА С РЕПРОДУКЦИЯМИ»

Валерий Славук

Валерий Славук

Валерий Петрович Славук (Слаук) — белорусский художник.

.художник-иллюстратор. Родился в Витебской области. В 1977 году закончил Белорусский Государственный театрально-художественный институт. Учился у известного белорусского графика — Василия Шаранговича. Работает преимущественно в области книжной графики. Произведения художника хранятся в Национальном Художественном Музее, фондах Белорусского Союза Художников, в частных коллекциях, музеях Австрии, Италии, Германии. Одной из главных тем в творчестве художника стала белорусская и славянская мифология.

Бай, Худ.В.Славук

Бай, Худ.В.Славук

БАЙ — один из божеств сна

Есть такая белорусская припевочка:

Ішоў Бай па сцяне
У чырвоным жупане.
Нёс сямёра лапцей —
І сабе, і жане,
І дзіцёнку па лапцёнку.
Баіць ці не?.. 

Баган, Худ.В.Славук

Баган, Худ.В.Славук

БАГАН — покровитель домашнего рогатого скота.

Относится к ДОМАШНИМ духам.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ:  Баган считался некоторой разновидностью дворового и исполнял часть его обязанностей. Под его охраной находились животные, он не допускал их заболеваемость, умножал приплод.

ПОЧИТАНИЕ: Его следовало почитать, ибо он мог разгневаться и истребить молодняк или сделать самок бесплодными. В некоторых болотных и лесистых областях в коровьих и овечьих хлевах ему уделяют особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном.  Доброе отношение к нему влияло на хороший приплод, отгоняло от скота болезни, а на пастбище – хищников. Если его не чтили, Баган насылал падеж, делал скот бесплодным.

ДАРЫ. В дар Багану приносили хлеб, посыпанный солью и колокольчики.

ОСОБЕННОСТИ: Сеном из его яслей как целебным снадобьем кормят отелившуюся корову.

Скот символизировал богатство, благосостояние. Баган – богач – богатство; еще укр. «багаття» – костер. А «багаття», огонь семейного очага – символ достатка семьи.

Разные лики Болотника на картинах В.Славука - Болотник обыкновенный, Аржавинник, Лозовой Дед.

Разные лики Болотника на картинах В.Славука — Болотник обыкновенный, Аржавинник, Лозовой Дед.

БОЛОТНИКИ бывают разные:

бывают  ОРЖАВИНИКИ — болотники, обитающие в болотах, богатых железной рудой, оржавиник — он трашненький такой, шерстью грязновато-рыжей покрыт.  Ноги тоненькие, живот большущий.

 бывают вировники – это те, кто живет в вирах – самых гиблых и глубоких местах болота, (говорят, что у вировников самые длинные руки – но оно и понятно – как им иначе до новерхности достать?),

бывают  багники, живущне в торфяных болотах, так называемых багнах. Багник — хозяин багно — торфяное болото, вязкое и топкое. Неприятное это существо багник — толстое, грязное,  почти неподвижное.

а еще есть анцыбал – совсем уж вредный болотный черт.

Бадзулю, Худ.В.Славук

Бадзуля, Худ.В.Славук

БАДЗУЛА(Бадзуля) – дух русских и белорусских преданий и сказаний, заставляющий людей заниматься бродяжничеством.

ХАРАКТЕР.   Бадзула – брошенная одинокая женщина, вымещающая свою обиду на всех встреченных ею людях.

ВНЕШНИЙ ВИД.   Выглядит Бадзуля, как пожилая неопрятная женщина с грудями, свисающими до живота. На ней накинуто только рваное грязное покрывало, а сквозь прорехи выглядывает тело, покрытое язвами и струпьями.

ОБРАЗ ЖИЗНИ. Она бродит по обочинам дорог, вглядываясь в прохожих и выбирая, к кому бы лучше пристроиться.

ЧТО МОЖЕТ ВАМ СДЕЛАТЬ БАДЗУЛЯ?   Если Бадзула выбрала вас, то можно сказать, что вы теперь не просто неудачник, теперь вы несчастный хозяин дома, захваченного ленью, нечистоплотностью и бездельем. У вас все начинает буквально вываливаться из рук.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ? Чтобы не пускать Бадзулю на порог или выгнать ее из дома нужно просто подмести в прихожей и в жилой части дома, а весь мусор выбросить в сторону, противоположную от заката

Баламутень, Худ.В.Славук

Баламутень, Худ.В.Славук

БАЛАМУТЕНЬ —   есть в белорусской мифологии такой опасный для женщин водяной человечек с одутловатым лицом, с гусиной кожей и с огромным животом.

Ох, лучше не попадаться такому, да в недобрый-то час.

Баламутень — холостяк, но женщин он очень любит.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сооблазнение женщин да девиц.  Непревзойденным в любовных делах считается. Любого мачо обойдет.   Когда у Баламутеня наступает пора любви, он перемещается туда, где женщины купаются и стирают белье, заигрывает с ними, мутит воду, щиплет за ноги. Приглядев себе женщину, ее белье отгоняет в другое место и цепляет за корни, а когда женщина приходит за бельем, то наводит чары и забирает с собой под воду.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО. Никого не топил. Поиграется — да и отпустит. И вот что интересно: та женщина,  с которой Баламутень вечерок провел — уже никогда не утонет.  Таким вот он ее даром награждал за полученное удовольствие.

СТИХИИ. Баламутень — дух стихии ВОДЫ.

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА:  Баламут — человек, который говорит что ни попадя,  «зубы заговаривает», ничего сам путнего не делает, и другим не дает.

Баба Яга в Кащеевом царстве, Худ.В.Славук

Баба Яга в Кащеевом царстве, Худ.В.Славук

БАБА-ЯГА — как собирательный образ ведуний, стала  героиней  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА, где Баба-Яга— лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья. Персонаж сказок восточных и западных славян.

ИМЯ: Как один из вариантов, от   старосербского  «ега», что значит  болезнь или  кошмар.

РОДОСЛОВНАЯ.  Баба-Яга — образ собирательный, но была и Буря-Яга (она же Йогиня) — жена Велеса, может от ее имени и пошел обычай  всех ведьм лесных Бабами-Ягами звать?

ВНЕШНИЙ ВИД: А в русских сказках она пред нами предстает  уродливой старухой. патлатой да горбатой, а для полноты образа еще и бородавку на длинном носу ей добавили и нога у ней усохшая («костяная») — страшненький такой образ и неприятный.

ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ.  Почти всегда у Бабы Яги живет  Черный кот, но иногда у  нее  находит приют и кот Баюн.

ОСОБЫЕ СПОСОБНОСТИ: Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.

Вазила, Худ.В.Славук

Вазила, Худ.В.Славук

ВАЗИЛА — относится к духам — покровителям животных, Вазила — дух-покровитель лошадей.

Вазила — ДВОРОВОЙ дух

ДРУГИЕ ИМЕНА:  Конюшник, Табунник

ВНЕШНИЙ ВИД: его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами.

Всякий домохозяин имеет собственного Вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун — удаляет от них хищного зверя.

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Лошадь требует должного ухода. И запрячь ее надо по всем правилам, и выпрячь, вовремя есть-пить дать. Где-то потником прикрыть, а где-то и веточкой мух да слепней прогнать. И за подковами проследить надо, и за подпругою.

ХАРАКТЕР. Спокойный и выдержанный, уравновешенный и уверенный в себе Вазила спокойно управляется с самыми норовистыми скакунами

ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ у Вазилы, естественно, конь.

Волкодлак, Худ.В.Славук

Волкодлак, Худ.В.Славук

ВОЛКОДЛАК    относится к  ОБОРОТНЯМ.

Волколак  (Волкодлак, Вовкулак, Вовкун) – человек, способный превращаться в волка (медведя).

МЕСТО  В МИРЕ: В славянской мифологии воины-оборотни полулюди — полуволки из свиты  Ярилы и Велеса являлись  Волколаками.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: По русским поверьям, вовкулаки бывают двух родов: это или колдуны, умеющие принимать звериный образ, или простые люди, превращенные в волков чарами колдовства. Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле.

СПОСОБ ПРЕВРАЩЕНИЯ: Для превращения  колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие. Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.

Водяник, Худ.В.Славук

Водяник, Худ.В.Славук

ВОДЯНОЙ  (Водяник,  Водыльник)  —  дух  рек  и  озер,  из  всех  духов  нечистых только  он  —  подлинный  пращур,  и  его  часто  зовут  Дедушко  Водяной.

РОДСТВЕННИКИ. В первую очередь это, конечно, русалки и вся прочая водная нечисть. Но Водяному и Болотники родственниками доводятся.

ДРУГИЕ ИМЕНА: Зыбочник (качающийся, создающий зыбь)

СТИХИИ. Водяной относится к стихии  ВОДЫ.

ХАРАКТЕР: Водяной—  это  своевольный  дух,  охраняющий  свой  водоем,  который,  впрочем,  не  против  подшутить  над  теми,  кто  туда  пришел.

ВНЕШНИЙ ВИД: Выглядит  водяной  как  старик  с  большой  бородой  и  рыбьим  хвостом  вместо  ног,  волосы  старика  имеют  зеленый  оттенок,  а  глаза  похожи  на  рыбьи.  Днем  водяной  предпочитает  оставаться  на  дне  водоема,  а  с  восходом  луны  поднимается  на  поверхность.  По  водоему  дух  предпочитает  перемещаться  верхом,  в  основном  плавая  на  соме.  За  это  сома  называет  народ  —  чертова  лошадь.

ПОДЧИНЕННЫЕ: Водяной–  хозяин  водоема,  в  котором  обитает,  он  имеет  полную  власть  над  ним.  также  водяному  подчиняются  все  обитатели  водоема:  рыбы,  русалки,  утопленницы  и  т.д.

Великан, Худ.В.Славук

Великан, Худ.В.Славук

ВЕЛИКАНЫ-титаны-гиганты….

Много великанов было на земле Русской.

АСИЛКИ  — мифические великаны-богатыри, жившие якобы на земле в древнейшие времена. Считается, что одним из прародителей асилков был Ас — сын Велеса(Асилы) и Аси-Звездинки.

ВЕРЛИОКА  — мифологический одноглазый злой великан.

ВОЛОТЫ  (велеты, лелеты) — малочисленная раса могучих  великанов,   населявшая территорию древней Руси. Один из великанов — Великдон.

ГОРЫНЯ  —   горный великан.

ДУБЫНЯ  — лесной великан, в Белоруссии его называют Вертидубом.

СВЯТОБОР (БОР) – бог леса, главная фигура ЛЕСНОГО  пантеона.  Святобор — олицетворение вечно живой природы

УСЫНЯ (Усыныч, Усынка, Крутиус, Вод) — ледяной великан — герой  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА

Вужалки, Худ.В.Славук

Вужалки, Худ.В.Славук

ВУЖАЛКИ — девушки-змеи

раздел ДРАКОНЫ и ЗМЕИ,

РОДОСЛОВНАЯ: Дочери змеиного царя

 

Гарцуки, Худ.В.Славук

Гарцуки, Худ.В.Славук

ГАРЦУКИ —  духи стихий, вызывающие непогоду

.

.

.

.

.

.

.

.

 

Гаевки, Худ.В.Славук

Гаевки, Худ.В.Славук

ГАЕВКИ  —  внучки Лешего, покровительницы лесных зверей и птиц.

 

ИМЯ. В Белоруссии, в западных губерниях России лешего иногда называли  гаюн, или  гаёвый дед. При этом считалось, что у него есть внучки — гаёвки,

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ. На зиму гаёвки обрастали белой шерстью, а весной ее сбрасывали, оставаясь в неглиже. Правда, порой их такое положение не устраивало, и они, случалось, подкарауливали гуляющих в лесу девушек, да и раздевали их, забирая себе платье.

 

ХАРАКТЕР. В принципе, гаёвки считались существами довольно безобидными.

 

Домовой, Худ.В.Славук

Домовой, Худ.В.Славук

ДОМОВОЙ (ВОЛОСЕНЬ) — у него так много имен: Доброжил, Доброхот, Кормилец, Батанушко. Домовой — дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву.   Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не  будет житья.

Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего  лицом на главу семьи. По нраву он — вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый.  Если Домовой не ладит с хозяином, то его именуют  «некошном».

Подчиняются Домовые Богу Яриле его отцу Велесу.

ВРАГИ ДОМОВОГО:  Водяной да Леший,  Если в дом пытаются проникнуть Злыдни, то Домовой с ними изо всех сил борется.

КАК ПРАВИЛЬНО КОРМИТЬ ДОМОВОГО? —  Существует целый Ритуал угощения Домового.  Но суть его сводиться к одному — любите своего Домового, разговаривайте с ним, общайтесь. Угощайте его — и все у вас дома будет ладиться.

СПОСОБНОСТИ ДОМОВОГО: Домовой обладает огромной силой, как физической, так и магической, поэтому он способен противостоять практически любой нечести, которая попытается проникнуть в дом. Однако сила домового напрямую зависит от того, как относится к нему семья, живущая в доме, и насколько дружные взаимоотношения у членов семьи между собой.

Домовой и Домовиха, Худ.В.Славун

Домовой и Домовиха, Худ.В.Славун

Еще домовой способен предсказывать будущее хозяевам дома: обычно он подходит к спящему человеку и наваливается ему на грудь так, что тот не может ни вздохнуть, ни пошевелиться, и если в этот момент спросить домового «К худу, или к добру», то он ответит. Иногда дух посылает более точные предсказания в качестве снов, в основном самому старшему члену семьи, хотя и не всегда.

Обладает домовой и способностью превращаться в различных животных.

В народе говорят — «Какой хозяин — такой и Домовой!»

ВНЕШНИЙ ВИД. Чаще всего представляют Домового как пожилого человека, но и он, и его хозяйка могут быть и в виде кота.

ДОМОВУШКА (Домовиха, Доможилиха, Волосатка, Суседушка) — добрый дух-хранитель дома и околодомашнего пространства. Как правило — замужем за Домовым, но бывает и одинокой, обычно в семьях, где отсутствуют взрослые мужчины.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ в новый дом, соблюдая все обряды и обычаи при переезде,  не забудьте и про Домового.  Существует и свой, определенный обряд по переселению Домового. Приголубьте его на новом месте, приласкайте.

Великан Вертодуб, Худ.В.Славук

Великан Вертодуб, Худ.В.Славук

ДУБЫНЯ ( Вертодуб,   ДУБЬЩА, Вернидуб, Дубынеч,, а еще Дугиня, который любое дерево «в дугу согнёт»)  — лесной великан, персонаж восточнославянских сказок.

РОДОСЛОВНАЯ:   сын Вия и Матери-Сырой-Земли,   брат  ГорыниУсыни и Полехана(Пана).

ДУБЫНЯ — герой  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА   СТИХИЯ. Дубыня относится к стихии ЗЕМЛИ.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Дубыня покровительствует и управляет лесами.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«Дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубьё рвёт».

ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ: Дубыня, Горыня и Усыня —  три богатыря-великана русских сказок. Они обладают сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой. Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек.

Сила Дубыни заключена в моще корней лесных деревьев: под его руководством они быстро могут подниматься из-под земли и толстыми могучими своими щупальцами захватывать и разрывать врага на части. Особенно силен бывает Дубыня в лесу, где все вокруг изрыто мощными корнями деревьев.

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО.  Дубыня находится под особым покровительством Бога Велеса.

Жыжаль, Худ.В.Славук

Жыжаль, Худ.В.Славук

ЖЫЖ  (ЖЫЖАЛЬ)— дух огня.

СТИХИИ. ЖЫЖ относится к стихии  ОГНЯ.

ДРУГОЕ ИМЯ. Чехи и словаки Жыжа зовут Жаркооким. От его взгляда все загорается, а скалы рассыпаются в пыль, поэтому он никогда не открывает все свои двенадцать глаз, а смотрит лишь одним, да и то крепко прищурясь.

ВНЕШНИЙ ВИД. Очень напоминает Ховалу огненный дух Жыж. Говорят, что у Жыжа 12 глаз, и когда он решает выбраться на землю и прогуляться по какой-нибудь деревне, то свет его очей освещает все вокруг даже самой темной ночью.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: У него двойственное значение. Он может приносить благо, согревая почву и способствуя плодородию.

В других своих проявлениях, при быстрых порывистых движениях, он может произвести пожары, которые погубят сельскохозяйственные угодья, леса, всё, что важно для жизни человека.

ОБРАЗ ЖИЗНИ. Он постоянно расхаживает под землею, испуская из себя пламя. Если он ходит тихо, то согревает только почву, если же движения его быстры, то производит пожары, истребляющие леса, сенокосы и нивы

Житнич, Худ.В.Славук

Житнич, Худ.В.Славук

ЖИТНИЧ(Житной дед)  – покровитель жито.  Житнич — ПОЛЕВОЙ дух.

ИМЯ: Его имя, как и имя богини Живы, произошли от слова «жизнь» (раньше говорили – живот), отсюда такие слова как жито – основная еда, дом — жилье, хорошая жизнь-житуха, домашние животные – живность, животина…

Житом в старину называли большинство зерновых культур.  От того, сколько зерна в амбаре будет, напрямую зависело и благосостояние всей семьи. Поэтому Житничу особый поклон был. Зернышко к зернышку — и будет колосок, колосок к колоску будет поле.

ВНЕШНИЙ ВИД.  Житнич  представляется существом малорослым, худощавым, пожилых лет, с суровым выражением лица, с тремя глазами и всклокоченными, косматыми волосами. .

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Он появляется на нивах и огородах после снятия хлеба и овощей и осматривает: все ли убрано как следует в добром хозяйстве

ПОКЛОНЕНИЕ:  В цикле календарных обрядов всех славянских народов присутствует так называемое “хождение в жито” — комплекс ритуальных действий, поверий, примет и фольклорных текстов, относящихся к практикуемым в весенне-летнее время обрядовым обходам полей.

Как и всякому полевому духу, Житничу нравится, когда его задабривают да привечают. В подарок Житничу приносят молоко.

Железый человек, Худ.В.Славук

Железый человек, Худ.В.Славук

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК

В ЛИТЕРАТУРЕ: — Железный Дровосек в «Волшебнике Изумрудного города» А.Волкова

— Медный страж у А.Прозорова, «Ведун»

.

.

 

Жевжик, Худ.В.Славук

Жевжик, Худ.В.Славук

ЖЕВЖИК — покровитель рек.

Жевжик  — персонаж белорусского фольклора

.

.

.

 

Зюзя, Худ.В.Славук

Зюзя, Худ.В.Славук

ЗЮЗЯ (Зюзик) — в западнославянской мифологии божок снега и мороза,.

ИМЯ: Произошло от слова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.

Как и прочие служители стужи относятся к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.

ВНЕШНИЙ ВИД: Зюзю наши предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу.  Босоногими стариками, кстати, были и другие  служители Стужи — Снежич, например.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Своим посохом он стучал по дорогам, сковывая их морозными оковами, расковать которые может только зима. Большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит в деревни, предвещая жестокую стужу.

ПОЧИТАНИЕ: Чтобы умилостивить стужу, накануне праздника Коляды (7 января, современное Рождество) откладывали несколько ложек праздничной кутьи в особую миску и оставляли ее на ночь на столе, чтобы Зюзя пришел поесть и не вредил бы своими морозами людям и животным. Позднее Зюзя стал зваться Трескуном.

К  зимним божествам относятся так же   зимние красавицы — Вьюга, Пурга и Метель  

Земляной олень, Худ.В.Славук

Земляной олень, Худ.В.Славук

ЗЕМЛЯНОЙ ОЛЕНЬ — мифическое животное, полумамонт-полурыба.

Земляной олень — персонаж белорусского фольклора

Злыдни, Худ.В.Славук

Злыдни, Худ.В.Славук

ЗЛЫДНИ — злые  духи,  приносящие  нищету  дому,  в  котором  поселился.

ВНЕШНИЙ ВИД: Злыдень  невидим,  но  его  можно  услышать,  иногда  он  даже  разговаривает  с  людьми,  в  чьем  доме  поселился.  Он  может  оборачиваться  человечком,  маленьким  ребенком,  нищим  стариком.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Часто  они  бродят  вместе  с  недолей(Лихом Одноглазым),  выбирают  ленивых  да  нерадивых,  пьяниц  да  бездельников.  Злому  духу  тяжело  попасть  в  дом,  так  как  его  туда  не  пускает  Домовой,  но  если  уж  ему  удалось  проскользнуть  в  жилище,  то  избавится  от  него  очень  непросто.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Если  злыдень  пробрался  в  дом,  то  беда  хозяину.  Скотина  хиреет,  добро  пропадает,  урожай  гибнет,  да  и  в  семье  неладно.  В  доме  злыдни  чаще  всего  селятся  за  печью,  но  любит  и  внезапно  вскакивать  на  спину,  плечи  человека,  «ездить»  на  нем.  Их  всегда  несколько  и  пакости  они  всегда  творят  сообща.  (Злыдней  может  быть  до  двенадцати,  что  наводит  на  мысль  о  связи  их  с  трясовицами,  которых  было  тоже  двенадцать).

СПОСОБНОСТИ:  Злыдни  насылают  бедность  и  несчастья  на  людей  в  чьем  доме  поселились,  неудачи  будут  преследовать  такого  человека  повсеместно  и  избавится  от  них  будет  очень  тяжело.

Змеиный царь, Худ.В.Славук

Змеиный царь, Худ.В.Славук

ЗМЕИНЫЙ ЦАРЬ  — Повелитель всех ужей и пресмыкающихся вообще.

ДРУГОЕ ИМЯ: Король ужей, Ужиковый царь.

РОДОСЛОВНАЯ: есть у него дочери — Вужалки (Ужички?)

ВНЕШНИЙ ВИД:   Отличается очень крупными размерами и наличием золотой “короны”.    Чаще всего описывалась как имеющая вид срошихся концами листочков с размеженными по окружности золотыми рожкАми.  Корона ужиного короля наделялась особенными волшебными свойствами. Кто мог заиметь ее или хотя бы 1-2 рожка с нее, обретал способности понимать язык зверей, птиц и растений, читать чужие мысли, справляться с различными сложными ситуациями, тому человеку всегда везло (например, в охоте на диких животных). На владельца ужиной короны или ее части не действовал никакой яд. Вору она позволяла беспрепятственно проходить все замки и запоры.

КАК ДОБЫТЬ КОРОНКУ? Надо провести специальный обряд:   на пути короля ужей и его подданных постелить скатерть или белый рушник, на него положить хлеб-соль и низко, до земли, поклониться ужу. Тот, переползая через рушник, в знак благодарности сбросит на него свою корону или несколько рожков с нее.

ПАРАЛЛЕЛИ. Похожий обряд со змеями проводят македонцы.

ДОЛЖНОСТЬ.  Охранник всех сокровищ и подземных кладов.

Зазовка, Худ.В.Славук

Зазовка, Худ.В.Славук

ЗАЗОВКИ  — лесные духи, манящие в лес

КОМПАНИЯ: Явно дружат с Манилой — лесным хитрованом, тем самым, что балуясь,  завлекает грибников и ягодников в буреломы. А если те пришли без подарков или плохо себя ведут,  Манила сердится и уводит их всё дальше в лес,  заставляя плутать.

ХАРАКТЕР: довольно  опасные лесные духи

ВНЕШНИЙ ВИД:  красавицы с длинными волосами, полу-одетые или нагие, с прекрасными, чарующими голосами.  

СРЕДА ОБИТАНИЯ: Водились в тех же краях, точнее скажем, в тех же лесах, что и гаевки.  

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Зазовка зазывала, заманивала мужчин и парней в лесную чащу, а те, как завороженные, следовали за ней. Редкий мужчина возвращался от зазовки; говорят, многие погибали от ее ненасытной любви. Тех же, которые все же возвращались, неодолимо тянуло назад в лес. И они, как правило, не выдерживали, уходили, чтобы больше уже никогда оттуда не вернуться. Нередко их находили потом повешенными в лесу.

Кликун, Худ.В.Славук

Кликун, Худ.В.Славук

КЛИКУН — персонаж белорусского фольклора

Кликун — дорожный демон

Купальский дедок, Худ.В.Славук

Купальский дедок, Худ.В.Славук

КУПАЛЬСКИЙ ДЕДОК

******

в белорусском фольклоре добрый лесной дух, собирающий «папараць-кветку» в купальскую ночь

Кикиморы, Худ.В.Славук

Кикиморы, Худ.В.Славук

КИКИМОРА  Различают кикимору домовую, кикимору водную  и кикимору болотную.

Иногда говорят, что Кикимора – веселая и игривая женщина-привидение. И это — истинная правда. Для привидения она действительно — достаточно игривая и веселая.

КИКИМОРА ДОМОВАЯ – один из домашних духов, причем злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов.  Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то  впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его; то когда все   уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими   огоньками.  Если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. Иногда кикимора  оборачивается серой кошкой.

Кроме обычной, существует еще и КИКИМОРА БОЛОТНАЯ — Злой, болотный дух. Близкая подруга Лешего. Живет в болоте.

Кумельган, Худ.В.Славук

Кумельган, Худ.В.Славук

КУМЕЛЬГАН —  вредящий лошадям злой дух, относится к духам, вредящим животным.

Кумельган  — персонаж белорусского фольклора

Кумельган — ДВОРОВОЙ дух

ПРОТИВНИК. Ярым противником Кумельгана является Вазила.

Лазник, Худ.В.Славук

Лазник, Худ.В.Славук

ЛАЗНИК (БАННИК)–  Главный банный дух и полноправный ее хозяин.

НЕШНИЙ ВИД:  выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника.  Несмотря на свой маленький размер,  дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

СПОСОБНОСТИ: Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.

ОБЯЗАННОСТИ: У Банника есть и свои «обязанности» — он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой — тогда бедный.

Ледящий, Худ.В.Славук

Ледящий, Худ.В.Славук

ЛЕДЯЩИЙ — дух лени и безделия.

ДРУГОЕ ИМЯ. В Белоруссии говорят — Лядашщик

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Или — скорее — бездеятельности. Иногда говорят, что это — дух соломы,  но мне это  представляется  менее правдоподобным, чем дух ленности.  

ОБРАЗ ЖИЗНИ.  Ничего он не делает — просто валяется целыми днями.  Его якобы никто не видел, потому что он всегда спит, зарывшись в солому, и только иногда издает какие-то звуки.

СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ.  На первый взгляд, никакого смысла в существовании этого ледащего  даже отдаленно не наблюдается.  Но, видимо, зачем-то он был нужен. Может быть, для анти-примера? Не будешь работать — станешь, как Ледящий.

ПОДРУГИ Ледящего — Лень и Отетя.

..

.

 

Леший, Худ.В.Славук

Леший, Худ.В.Славук

ЛЕШИЙ  —  хозяин  леса,  покровитель  лесных  зверей  и  птиц .  Леший – один из главных духов ЛЕСА.

ВНЕШНИЙ  ОБЛИК:  Леший  способен  менять  облик  по  своему  желанию,  поэтому  сложно  сказать  каково  его  истинное  обличье,  однако  чаще  всего  ему  приписывают  образ  старика  с  длинной  бородой.  У  него  серо-зеленые  волосы,  вечно  запутанные,  в  которых  торчат  листья  и  ветки.  В  таком  облике  леший  похож  на  человека,  но  от  последнего  его  отличает  сероватая  кожа,  отсутствие  бровей  и  ресниц,  а  также  большие  зеленые  глаза,  которые  светятся.  Свой  рост  леший  также  способен  изменять:  в  лесу  он  может  головой  доставать  до  верхушек  самых  высоких  деревьев,  а  через  мгновение,  шагнув  на  луг,  стать  ниже  травы.

ИЕРАРХИЯ:  Лешие  подчиняются  богам  Яриле  и  Велесу,  и,  по  сути,  являются  защитниками  и  смотрителями  лесов.  В  пособниках  у  лешего  ходят  более  мелкие  духи  и  лесные  домовики:  аука  (дух  эха,  зловредно  передразнивающий  путников  и  сбивающий  их  с  пути),  пущевик  (живущий  в  глубинах  леса),  моховой  —  проживающий  во  мхах  и  торфяниках,  луговик,  обитающий  в  лугах  и  на  лесных  полянах.  Существуют  также  и  женские  духи  леса  —  лисунки,  лишачихи.  А  еще  есть  “специализированные”  мелкие  духи-покровители,  по  их  названию  легко  догадаться,  что  именно  они  опекают:  Цветич Грибич,  Пчелич  и  Ягодич.  Говорят,  что  кроме  вышеназванных,  в  последнее  время  якобы  появился  еще  и  душок  Самогоныч.

Мара - ночной кошмар, Худ.В.Славук

Мара — ночной кошмар, Худ.В.Славук

МАРЕНА (Мара, Морена) — могучее и грозное Божество. Мара-Морена —  древняя  богиня, связанная с воплощением смерти, с темнотой, болезнями, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, иногда с ритуалами вызывания дождя. Богиня Зимы.

ИМЯ: Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Имена разные, суть — одна.

РОДОСЛОВНАЯ:   Дочь Лады и Сварога. вторая супруга Дажьбога, жена Кащея ,  сестра Живы и Лели. От Дажьбога имеет сына Богумира.

Была Мара и женой Велеса — и от него имеет сыновей  Сна и Мороза, дочерей СонюКарну и Желю.

От союза с   Чернобогом-Кащеем   у  Мары  есть дети: МстаМорМорок, и, скорей всего, Лихоманки и Черная немочь  — тоже их дети.

КАК КОШМАР.  У  белорусов существует поверье, что по ночам Мара превращается в злой дух, который является воплощением ночных кошмаров.

ВЛАДЕНИЯ: Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…

Ядзеркi, Худ.В.Славук

Ядзеркi, Худ.В.Славук

МОРСКИЕ ДЕВЫ —  морские королевны

СТИХИИ. Морские девы  относятся к стихии ВОДЫ.

ПОДРУЖКИ — в первую очередь, это, конечно же,  русалки.  Ведь морские девы — тоже русалки,  просто морские; а еще  Сирены Сладкоголосые,    фараонки   смешливые и    Берегини  мягкосердечные.

РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ. Где-то в море-океане живет их отец — Морской царь.

В ДРУГИХ СТРАНАХ.  У белоруссов есть морские королевны — Ядзеркi — Ядрышки —  которые живут на дне морском. Всего их три.

ХАРАКТЕР.  Очень дикие: если к ним подступиться менее чем на милю — сразу начинают кричать. А их подданные схватят человека и уничтожают.

ВНЕШНИЙ ВИД.  Очень красивые. Когда выходят из моря — прямо блестят, как будто солнце в глаза светит.

ОБРАЗ ЖИЗНИ. Если Ядзерка идет по земле, то перед ней бриллиантовая роса на травы ложится.

Мертвяк, Худ.В.Славук

Мертвяк, Худ.В.Славук

МЕРТВЯКИ или  ЗАЛОЖНЫЕ ПОКОЙНИКИ  — это те, кто умер неестественной смертью. К ним обычно относили утопленников, самоубийц,  а также ведьм, колдунов и людей, умерших от пьянства.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «Заложный» — Таких покойников обычно укладывали в могилы лицом вниз и ямы ЗАКЛАДЫВАЛИ ветками и камнями — отсюда и заложный — заложенный.

Считалось, что все заложенные покойники в распоряжении у нечистой силы.

*********

они по самому роду своей смерти делаются как бы работниками и подручными диавола и чертей, вследствие чего и неудивительно, что все действия заложных направлены ко вреду человека. Наконец, для заложных покойников издавна существовал на Руси особый способ погребения, без закапыванья трупа в землю, а после — особые места для обычного их погребения.

Равным образом, для заложных существуют и особые способы поминовения. Обычного христианского поминовения самоубийцы, а отчасти и другие заложные покойники — лишаются. Народ считает даже грехом упоминать самоубийц в заупокойной молитве, не записывает их имен в поминальницы, в уверенности, что душа самоубийцы уже погибла навеки и сколько бы ни молились о ней — молитва не только не умилостивит Бога, а напротив — прогневает его.

Молочные ведьмы, Худ.В.Славук

Молочные ведьмы, Худ.В.Славук

МОЛОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ —  Одна из разновидностей ведьм,    мифические существа, которые считались вредными, потому что отбирали у коров молоко, от чего снижался удой, а молоко становилось жидкое, без сливок, в то время как у самих молочных ведьм молоко становилось чрезвычайно густое и сразу сбивалось в масло.

Свои колдовские намерения они чаще всего осуществляли в те дни, «когда роса молочная» — на святого Юрия (первый выпас животных) и на Купалье. В первый свой шабаш на купальскую ночь молочные ведьмы и черти собирались вместе и устраивали общее купание в молоке, отобранном у чужих коров.
Для этого проводился специальный обряд  ПОРЧА МОЛОКА.
В этот же день ведьмы ездили на корову с пастбища до околицы. Они никогда не носили с собой молока — им достаточно было вставить нож в дерево, и оно начинало источаться оттуда. Под молочными ведьмами подозревали отдельных местных женщин, способных осуществлять колдовские действия не только в своем естественном облике (на злой промысел они выходили обнаженными или в рубашке, с взлохмаченной головой), но и преобразованных в какое-то зооморфное существо: лягушку-рапуху,  собаку,  кошкуласкукурицуворонакозодоя (казадоя), гадюкуящерицумуху.
Замеченным в колдовстве лицам старались ничего не давать, чтобы через заемные вещи ведьмы не отобрали молока. Способы добычи молока представлялись неодинаково: молочная ведьма могла отнять молоко у коровы даже только взглянув на ее вымя или попробовав ее молока, а также взяв клок ее шерсти
Ночницы, Худ.В.Славук

Ночницы, Худ.В.Славук

НОЧНИЦЫ — ночные демоны, болезнетворные духи.  Один из видов крикс.

ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ: Плаксы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Ночницами становятся после смерти женщины — ведьмы не имевшие детей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Нападают в основном на новорожденных детей и не дают им спать. Чуют дом, где есть колыбель, проникают через окно или дверь и истязают ребёнка. Разносят детские болезни — бессоницу и плач.

Лазят также ночью по птичьим гнездам, выпивают яйца, душат птенцов.

ВНЕШНИЙ ВИД: Это неопределенного вида существа, невидимые или похожие на птиц, летучих мышей, червей; привидения, блуждающие огни; реже — женщины с длинными волосами в чёрной одежде, а бывает — и красивая молодая девушка, только волосы — длинные, черные, да черная душа в груди огнем горит.

В ЛИТЕРАТУРЕ: Из страха перед ночницами матери остерегаются после захода солнца оставлять на дворе пелёнки, выходить из дома и выносить ребёнка; не оставляют открытой и не качают пустую колыбель, применяют различные обереги колыбели (растения, иголку и т.п.); не купают детей и не стирают пелёнок и белья в «ночной» (простоявшей ночь) воде. С.М. ТОЛСТАЯ

 

Обжора, Худ.В.Славук

Обжора, Худ.В.Славук

ОБЖОРСТВО — дух непомерной жадности в еде.

Овинник, Худ.В.Славук

Овинник, Худ.В.Славук

ОВИННИК (Гуменник) — дух, живущий в овинах (гумнах), где сушат снопы.   Весь лохматый,   сажей измазанный, сидит в самом дальнем углу, умеет лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, если удаётся наказать нерадивого хозяина. Людям же работящим он всячески помогает- бережёт зерно от мышей, распутывает свалявшиеся снопы и т. д. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Вот такой полезный чумазик!

Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники.

В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь.

Надо еще заметить, что ни овинник, ни банник не вторгались в зону жизненно важных интересов домового, не без оснований полагая его более сильным. 
В какой-то степени роднит овинника с банником и отношение к ним людей, в частности, девушек, желающих погадать на тему будущего замужества.

Участь овинников оказалась плачевной — овины совсем исчезли из хозяйственного обихода, оставшись, разве что, в музеях. Куда подевались овинники в наше время — то ли вымерли окончательно, то ли переквалифицировались, допустим,  в ЭЛЕВАТОРНЫХ  — сие нам не известно. 

Оспа, Худ.В.Славук

Оспа, Худ.В.Славук

ОСПА —  демон болезни оспы.

Относится к отдельной категорией злых духов демонов различных болезней. Они всегда представали исключительно в женском обличье. Самые страшные из них — Чума и Оспа существовали как бы сами по себе, а остальные были объединены в некую ассоциацию   лихоманок-трясовиц.

ЛИХОМАНКИ — злые девы, сестры, приносящие болезни

ДРУГОЕ ИМЯ: Лихорадки, трясовицы.

ИМЯ: Имя Лихорадка говорит само за себя. Послушайте: «лихо радеть» — то есть переживать, заботиться о плохом.

РОДОСЛОВНАЯ: возможно, дочери Мары и Кащея- Чернобога

ПАРАЛЛЕЛИ.  Интересно, что Лихоманки (девы) — ходят вместе, числом 12 штук, и Злыдни(мужики) тоже числом до 12 собираются

Также в народных преданиях Главная Лихорадка  может ходить и в одиночку. При этом из табуистических   соображений её зовут ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка или гостейка.

Озерницы, Худ.В.Славук

Озерницы, Худ.В.Славук

ОЗЕРНИЦЫ — девы озер, чаще всего живут в Белоруссии,  представляют собой уже совсем другую  разновидность русалок.  

Относятся к стихии ВОДЫ.

ВНЕШНИЙ ВИД. Даже анатомически они отличаются  от обычных русалок: у них ступни ног были в форме плавничков, тела их костлявые, волосы грязно-зеленые, общий вид — какой-то несимпатичный.

ОБРАЗ ЖИЗНИ. Говорят же они  на непонятном языке, чем-то похожем на птичий. А ночью, при свете луны, озерницы  выходят на берег и поют-разливаются соловьями. А бывает и так, что поют  озерницы под водой, и тогда случайный прохожий  легко может спутать их пение с  негромким лягушачьим кваканьем.

РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ.  Суровый Батюшка — Озерной, Строгий Дядюшка — Водяной, двоюродные сестрицы — Русалочки,  добрая тетушка — Вода-Царица.  В дальнем родстве с Грозным  Морским царем и с дочерью его — Марьей Моревной (Моряной).

ПОДРУЖКИ: Сладкоголосые Сирены,  веселые Морские девы, смешливые фараонки да мягкосердечные  Берегини..

Опивень, Худ.В.Славук

Опивень, Худ.В.Славук

ОПИВЕНЬ  — представитель белорусской нечисти, дух пьянства

ВНЕШНИЙ ВИД. Зеленый чертик — алкоголик.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Опивень проявлялся только во время застолий, всячески подстрекая участников этого действа к злоупотреблению спиртными напитками. Если человек внутренне сопротивлялся, опивень мог подбросить в стопку какого-то своего зелья, чтобы опоить жертву до изумления — а именно в таком состоянии и можно было узреть опивня.

С опившимися опивень продолжал развлекаться, спихивая их под стол и провоцируя на прочие безобразия. Его коронный номер — заставить заснуть мордой в салат. При этом опивень и сам отнюдь не был трезвенником, и не было человека, способного перепить его.

КАМПАНИЯ.  Надо признать, что были среди славянских богов такие, кто в полной мере наслаждался пьянством — Хмель, например и Квасура. Говорят, что сейчас появился НОВЫЙ дух — Самогоныч,  вот он — тоже из этой компании.

КАК УВИДЕТЬ. Увидеть Опивня несложно — надо всего лишь до зеленых чертиков допиться — и он тут же появится.

 

Призрак Черной Панни, Худ.В.Славук

Призрак Черной Панни, Худ.В.Славук

ПРИЗРАК — БЛАЗЕНЬ ( Блазна. Блазник. Блазнь) —  Привидение, призрак; галлюцинация. Наваждение, морок

Один из видов прикразов называется Греза.

ИМЯ: Блазень (от «блазить, блазнить, блазниться») — чудиться, мерещиться

СРЕДА ОБИТАНИЯ.  Может показаться в любом месте: дома, в лесу, в поле.   Блазни бывают в домах, где произошла ссора.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В основном привидения относятся к человеку враждебно. Они могут напугать, заманить куда нибудь, лишить памяти, наслать болезнь. 

После того, как хозяин дома разругается с кем-нибудь, блазня начинает перекидывать палки, посуду, помет и со стола все скидывает.

УЩЕРБ.  От блазней большого вреда нет, кроме испуга, первого потрясения, недоумения и беспокойства.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ.  Оберегами от привидений являются крест, святая вода, ветки омелы или освященной вербы. Чтобы избавиться от привидений, нужно произнести молитву или ударить привидение наотмашь правой рукой.

Пекельники, Худ.В.Славук

Пекельники, Худ.В.Славук

ПЕКЛО— в славянской мифологии ад, преисподняя

НАЗВАНИЕ: ПЕКЛО от глагола «печь», «пеку» , а также  означает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя».

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:   Представление о пекле, по всей вероятности, сложились под влиянием христианского учения об аде. Ранние славяне верили в потусторонний мир куда уходили умершие. Сначала почивших предавали огню, и они возносились на небо к Перуну-громовержцу, а в более позднее время погребали, отдавали Матери — Сырой Земле, Можно предположить связь пекла с восточнославянским обозначением змея (мотив огня). В пекле живут черти.

ПРАВИТЕЛИ: Пеклом правили различные Змеи — Черный Змей,   Скипер-Зверь,   Индрик-Зверь,   Волх,  Велес,    Кащей.

ЖИТЕЛИ. Кто в Пекле живет? Правильно — ПЕКЕЛЬНИКИ. Здесь так безшерстных чертей зовут, что котлы обслуживают.  И дальше стен Пекла они не ходят, что на свете белом делается — не знают.

В ЛИТЕРАТУРЕ: Тут он почесал плеча, утерся полою, положил обе руки на стол и начал: — Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного чёрта из пекла. — Как же, кум? — прервал Черевик, — как же могло это статься, чтобы чёрта выгнали из пекла? … Вот чёрту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли. Н.В. ГОГОЛЬ «Сорочинская ярмарка»

Цветок папоротника, Худ.В.Славук

Цветок папоротника, Худ.В.Славук

ПАПОРОТНИК — вроде бы — растение — как растение, а сколько с ним связано тайн да легенд.

Говорят, что цветет папоротник в ночь на Ивана Купалу. Ботаники, правда отрицают этот факт. Но кто сказал, что ботаники все о растениях знают?

ОТКРЫТИЕ КЛАДОВ. Папоротник не просто так цветет — его цветок поможет нашедшему его все клады увидеть, все языки узнать, все тайны изведать.

Только там тонкость есть. Цветет папортник в Купальскую ночь. И раньше эта Купальская ночь на день летнего солнцестояния приходилась. А еще нужно, чтобы в эту ночь полнолуние было.  И вот если день солнцестояния и ночь полнолуния на одни сутки приходились, то говорили, что это — Большая Купала. Вот в нее папоротник и расцветал.

Увидеть цветок практически невозможно, так как он принадлежит сразу нескольким мирам. Единственная возможность увидеть его — заметить отражение цветка в зеркале.  Но даже после этого цветок может не дастся вам в руки. Говорят, он сначала требует  плату — что Ты можешь ему дать? Несколько капелек крови его могут удовлетворить. И раскроется он в полную силу. И будут открыты тебе тайны великие

ЭНЕРГЕТИКА.  Энергетический «вампиризм» папоротника невелик, и его  даже можно держать в доме для «нейтрализации»  других неблагоприятных энергий.

Цеця - Перуница, Худ.В.Славук

Цеця — Перуница,
Худ.В.Славук

ПЕРУНИЦА,  или ДОДОЛА (Дива) — Богиня молнии, грозы  и дождя. Так же  Додола и богиня кормления детей.

ДРУГОЕ ИМЯ: Додолу еще зовут – Перуница, так как она — супруга Перуна, в Белоруссии Перуницу зовут — Цеця, (Тетя).

В РУССКИХ СКАЗКАХ.  Додолу-Перуницу зовут царицей-Молонией.

РОДОСЛОВНАЯ: Родители Дивы-Додолы – брат с сестрой – Дивия и Дый. У Додолы от Перуна  родились дети-божичи Дива-ДеванаМагураТараГрадивник,   Преслава    и  Ситиврат, а от Велеса – Ярило.

СТИХИИ. Додола относится к стихиям  ВОЗДУХА и ОГНЯ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Додола дарует землю плодородием. Кроме того, Додола покровительствует перевоплощениям, позволяет человеку избавиться от прошлых ошибок, найти и выполнить свое предназначение. Додола – Богиня грозы и молнии, шествующая над полями в сопровождении нимф, так же Додола отвечает за дождь и плодородие Земли.

ЖИВОТНОЕ ДИВЫ-ДОДОЛЫ: Божья коровка. В нее она превратилась, когда Перун сбросил ее на землю за то, что она понесла Ярило от Велеса.  Не виновата в том была Додола и поэтому чуть позже Перун ее простил.

Поветник, Худ.В.Славук

Поветник, Худ.В.Славук

ПОВЕТНИК — птица-ябеда

Поветник — персонаж белорусского фольклора

ВНЕШНИЙ ВИД —  большая шестикрылая птица

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА: Дровник или место, где  складывают дрова.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  Поветник регулярно обходит владения хозяев и следит, чтобы все было в порядке.

ЦЕЛЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  —  сообщать старшим духам о неполадках в домашнем хозяйстве. Поэтому, когда Поветник находит неполадки, то он быстренько сообщает по инстанции вышестоящим духам и просит их все  исправить.

КАК СОСУЩЕСТВОВАТЬ?   Лучший способ иметь идеальное хозяйство — наладить дружбу с Поветником.

Русалки, Худ.В.Славук

Русалки, Худ.В.Славук

РУСАЛКА – полуженщина-полурыба.

СТИХИИ. Все русалки относятся к стихии ВОДЫ.

ИМЯ: Название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древне-славянском светлый,  белый, чистый.

ВНЕШНИЙ ВИД: Вместо ног у русалки хвост, похожий на дельфиний (русалки не покрыты чешуей), в остальном же она ни чем не отличается от человека, при этом, когда русалка выбирается на сушу, ее хвост высыхает и превращается в человеческие ноги.

У русалок очень бледная, практически белая кожа и очень длинные бело-зеленные волосы, которые они любят расчесывать лунной ночью, сидя на берегу. Также внешне от людей русалок отличают непропорционально длинные руки, что правда не всегда бросается в глаза.

ИЕРАРХИЯ: Русалки подчиняются Водяному.  Издавна им посвящались Русалии — празднества, позднее совпавшие с днем Троицы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Бывает, что русалки показываются на глаза человеку просто ради веселья, разыгрывая тех, кто остался на ночь у водоема, и заманивая людей подальше от места стоянки в лес, как бы играя с ними в догонялки.

Стрига, Худ.В.Славук

Стрига, Худ.В.Славук

СТРИГА (ДВОЕДУШНИК)  —  несчастное существо, способное совмещать в себе две души: человеческую и сатанинскую.

ВНЕШНИЙ ВИД.  Человек сразу рождался с характерными признаками стриги, а именно: имел два сердца, две души и два ряда зубов.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Днем двоедушник ведет себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засыпает глубоким сном, так что его невозможно разбудить. В это время он бродит вне своего тела или в своем обличье, или в обличье пса, зайца, коня.  Стриги вели ночной образ жизни, нападая на людей, высасывая из них кровь и поедая внутренности. По другим поверьям, стриги питались жизненной энергией людей, особенно детей, изводя порой таким образом целые деревни.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ?  Да, собственно, и никак. Разве что — предположить?  Спит человек крепко — кто он:  уставший работяга или подозрительный двоедушник?

Или по ночному облику. Вот бродит конь. И вроде бы ничей. Ты ему — Ах, ты двоедушник! — и к себе во двор. А утром — бац! — и хозяева объявились. И уже не конь — двоедушник, а  ты — вроде как вор.  Так что с определением двоедушника не спешите. Тут тонкий подход нужен.

СМЕРТЬ: Иногда после смерти двоедушника его чистая душа идет на тот свет, а нечистая становится  упырем.

Упыри, Худ.В.Славук

Упыри, Худ.В.Славук

УПЫРЬ – живой мертвец, восставший из могилы.

ВНЕШНИЙ ВИД: Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие — это острые зубы, так все зубы упыря заострены и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волкодлаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря. В упыря может превратиться и двоедушник.

ДРУГОЕ ИМЯ: Ератник

Ератники — так в Белоруссии называют проклятых колдунов, которые после смерти возвращаются упырями.

МЕСТО ОБИТАНИЯ: Обычно живые мертвецы селятся на кладбищах и не отходят далеко от своих могил, но иногда в поисках пищи или, спасаясь от преследователей, упыри могут поселить в лесу или даже в селениях, там для жилья они выбирают темные места, куда не проникает солнечный свет.

Хапун, Худ.В.Славук

Хапун, Худ.В.Славук

ХАПУН (хлоптун, хватун, похититель) — неведомое и невидимое существо, персонаж мифологии западных славян.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Обязательно в течении года хапун уносит одного человека. Куда уносит и что он с ним делает — никто не знает. Человек этот никак не мечен, а потому бояться хапуна должны все.

ВНЕШНИЙ ВИД: Наиболее вероятный его облик — бродяга, нищий, солдат, монах.

В ЛИТЕРАТУРЕ: Лейка, не нашед своего мужа в шинке и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что его унёс Хапун, явившийся в виде солдата.,  О.М. СОМОВ «Сказки о кладах»

 

Хихитун, Худ.В.Славук

Хихитун, Худ.В.Славук

ХИХИТУН — маленький, подленький, злобненький дух-хохотунчик

ХАРАКТЕР:  Мелкий пакостник.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Хихитун, имел обыкновение злорадно хохотать, если у человека случались неприятности,  дразнить его, выводить из себя.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ. Правда, в то же время, бытовало мнение, что хихитун своим смехом иногда предупреждал человека о грозящей ему беде…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *