Микула Селянинович —   богатырь-пахарь.

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

микула селянинович

Микула Селянинович, Худ.Регина Макушева

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ- в славянской мифологии   богатырь-пахарь.

ОН  — герой  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА

РОДОСЛОВНАЯ.  Имел он дочерей — Настасью Микулишну,  да Василису Микулишну. Первая впоследствии за Добрыню замуж вышла, а вторая — за Ставра Годиновича.

В БЫЛИНЕ. Микула Селянинович — не богатырь-дружинник, он — пахарь, крестьянин.  И былина нам не о нем говорит, а о Вольге, как тот с дружиной на пожалованные-то земли ехал. Да по пути Микулу и повстречал.

Правда, очень уж непривычно дорогими и красивыми оказались у Микулы Селяниновича орудия пахоты:

У оратая кобыла соловая, 

Гужики у нее шелковые, 

Сошка у оратая кленовая,  

Омешики на сошке булатные, 

Присошечек у сошки серебряный,  

А рогачик-то у сошки красна золота.

И вот  видит Вольга  самого оратая да за работаю. Да,  одежда у него — явно не крестьянская:

А у оратая кудри качаются, 

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. 

У оратая глаза да ясна сокола, 

А брови у него да черна соболя, 

У оратая сапожки зелен сафьян, — 

Вот шилом пяты, носы востры, 

Вот под пяту, пяту воробей пролетит, 

Около носа хоть яйио прокати. 

У оратая шляпа пуховая, 

А кафтанчик у него черна бархата.

Значение слова

  • «оратай» — пахарь, орать — пахать.
  • «шилом пяты» на острых каблуках — ну или просто — на каблуках.
  • «Рогачик у сошки» — рукоятки сохи

********

микула селянинович

Микула Селянинович и Вольга

Не правда ли, Микула мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает богатыря-щеголя Чурилу Пленковича, готовящегося к «состязанию» с Дюком. Кудри, брови соболиные — это детали из свадебных песен, изображающих красавца жениха.

Былина не считается с требованиями правдоподобия, когда нужно создать идеальный портрет героя. Вольга предлагает Микуле ехать с ним — оказывается, пахарь не в ладах с горожанами и готов помочь князю. Микула согласен — но нужно убрать соху, чтобы те же мужики не позарились на нее. Вольга посылает дружинников выдернуть соху из земли, вытряхнуть земельку и забросить «сошку за ракитов куст». Но они не в силах это сделать.

Тут оратай-оратаюшко 

На своей ли кобыле соловенькой 

Приехал ко сошке кленовенъкой, 

Он брал-то ведь сошку одной рукой, 

Сошку из земли оц повыдернул, 

Из омешиков земельку повытряхнул, 

Бросил сошку за ракитов куст.

И еще одна подробность: крестьянская кобыла неожиданно обнаруживает превосходство над боевым Вольгиным конем.

Как хвост-то у ней расстилается,  

А грива-то у ней завивается,  

 оратая кобыла ступью пошла.  

А Вольгин конь да ведь наскакивает, 

 У оратая кобыла грудью пошла,  

 А Вольгин конь да оставается.

Престижу князя-воина нанесен сильнейший удар: кобыла, приученная к тому лишь только, чтобы тащить соху, обгоняет запросто его боевого коня да и выглядит эффектнее. Князь вынужден проявить к неизвестному пахарю почтение.

— Ай же ты оратай-оратаюшко!  

Как-то тебя да именем зовут, 

 Нарекают тебя да по отечеству? 

микула селянинович-С таким вопросом в Древней Руси к простому крестьянину не обращались. Об имени-отчестве спрашивали людей значительных, с родословной, например, приезжих богатырей. Ответ оратая утверждает иные ценности.

— Ай же ты Вольга Святославович!  

Я как ржи-то сложу 

да домой выволочу,  

Домой выволочу да дома вымолочу,  

А я пива наварю да мужичков напою,  

— А тут станут мужички меня похваливати: 

Молодой Микула Селянович!

Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

Микула — один из любимейших народных героев, пахарь, воплощение всего русского народа-труженика. Святогор-богатырь, сильнейший и древнейший из всех богатырей святорусских, не смог поднять сумку с тягою (силой, тяжестью) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович. Да и вся дружина Вольги Святославовича (Волхва Всеславлича, князя-оборотня) оказалась слаба против Микулиной силушки.

Название одежды: Кафтан –русская старинная мужская долгополая одежда. Название денежной единицы: Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки. Названия предметов быта, реалий, связанные с крестьянским трудом: Омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт. Присошечек – лопатка для отворота земли. О′бжи – оглобли сохи. Сошка– соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли. Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи. Рогачик– рукоятка сохи. Названия реалий Древней Руси: Дружинушка – войско князя. Получка – дань. Дань – подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. В былине представлены разные виды архаизмов. Это фонетические архаизмы: Оболока – облака Хоробрая – храбрая Лексические архаизмы: Ора′тай – пахарь О′рет– пашет Сляга′– жердь, тонкое бревно Булатные ( омешики) – стальные Соловая– вид лошади (со светлым хвостом и гривой) Скачен жемчуг – отборный жемчуг, круглый, ровный Нарекать – называть ( Шилом) пяты – каблуки тонкие, как шило ( сущ. пята и пятка –родственные)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *