Оборотни в славянской мифологии.

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев и  «БЕСТИАРИЯ»

оборотень-волкодлак-0щ9шл

Волкодлак

ОБОРОТЕНЬ

Существовали  боги, чей образ просто имел зооморфные черты, например  ВЫРГОНЬ  – змееволосая Богиня, Апи — богиня змееногая,  Полкан-Китоврас — кентавр, а не человек; а также песиглавцы.

Оборотнем высшего класса можно считать метаморфа, так как любой метаморф — оборотень, но не каждый оборотень — метаморф.

В славянской мифологии яркими примерами оборотнечества  можно считать Арысь-поле, Царевну-лягушку,  ПАРАСКЕЮ — змею — жену бога Индры,  Великого Полоза  и волкодлаков. Оборотями являются также литературные герои:  моряны (ТГ),

Были в славянской мифологии — Берендеи— оборачивающиеся бурыми медведями люди. Как правило, это были колдуны либо заколдованные люди. Существуют и маги-оборотни.

Слабым отголоском медвежьих действ может быть наличие «медведя»-человека в вывоpоченном тyлyпе в составе pяженых на зимних святках и на Масленицy

Существует два, диаметрально противоположных взгляда на массу оборотня

  1. масса зверя равна массе человека
  2. масса зверя не обязательно равна массе человека

В ЛИТЕРАТУРЕ: Не знаю, откуда маги-перевертыши берут массу для трансформации. Девчонка эта в человеческом облике весила хорошо если килограмм сорок пять-пятьдесят. Сейчас это были полновесных полтора центнера мышц, сухожилий, когтей и зубов. Сущая боевая машина смерти. С.Лукьяненко, Дневной Дозор

Волкодлак, Худ.А.Гусельников

Волкодлак, Худ.А.Гусельников

Очень много в славянских легендах птиц, чей облик принимают те или иные боги: Див-Птица (Дый— бог ночного неба), Финист — ясный сокол (Огненный Волх),   Матерь Сва может превратиться в птицу Гамаюн, в птичку Гамаюн  может и Велес обратиться, ведьмы любят обращаться в сорок, РАРОГ (инкарнация Семаргла), сын Велеса Совий почти всегда в облике совы живет;   Стратим — птица  воплощение Стрибога — бога ветров, а Алконост — воплощение Хорса.

Очень поэтично в сказах П.Бажова рассказывается о превращении Хозяйки Медной горы в ящерицу.

Некоторых представителей славянского пантеона я бы отнесла не просто к оборотням, а к метаморфам:

Семаргл — он под вопросом — он только в Пса крылатого да в Рарога превращаться умеет,

А вот все три Волха  — те да, те покруче будут — в кого хочешь обернуться могли.  Да еще и Велес с Деваной к ним в компанию.

ОГНЕННЫЙ ВОЛХ — бог-оборотень, бог бесстрашия и смелости

Волх — старший сын Словена

Волх Всеславьевич – былинный герой, названный по имени Волха, сына Славена.

оборотень Превращение медведицы, Худ.Н.Фомин

Превращение медведицы, Худ.Н.Фомин

Велес – Бог циклического движения (в Полоза может обратиться, в птицу Гамаюн, в быка-Тура могучего.

БОЛОТНИК запросто может монахом прикинуться и завести невесть куда.

Девана — покровительница зверей и охоты: без труда она может оборотиться в любого зверя лесного, в рыбу морскую и в могучую птицу.

К Огненным оборотням можно отнести Семаргла в образе Рарога и Огненного Волха.

В современной российской литературе очень много привязок к мистическим существам других народов.

Из оборотней можно говорить о драконе Фафнире.

Говорят, что  Ведьмы  любят (а, главное, умеют!) обращаться в сорок.

Оборотень, Худ.Н.Антипова

Оборотень, Худ.Н.Антипова

В ЛИТЕРАТУРЕ:   Медведь держался к вампирше ближе, чем Тигренок. Выглядел он еще более грозно. В этот раз для трансформации он выбрал облик белого медведя, причем в отличие от реальных обитателей Арктики был снежно-белым, как на картинках в детских книгах. Нет, наверное, он все-таки маг, а не перевоспитавшийся оборотень. Оборотни скованы одним, максимум двумя обликами, а я видел Медведя и в образе косолапого бурого медведя, это когда мы устраивали карнавал для американской делегации Дозора, и в обличье гризли – это на показательных занятиях по перевоплощению. С.Лукьяненко, Ночной дозор

В ЛИТЕРАТУРЕ:  – Что меня поражает в оборотнях, – сказала Светлана, – так это их тяга к скрытности. Мало того что мороком прикрылась, так еще и забор. – Тигренок не оборотень! – возмутилась девочка. – Она маг-перевертыш!  С.Лукьяненко, Ночной дозор

6 thoughts on “Оборотни в славянской мифологии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *