Полевик и полевые духи 

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

полевик-

ПОЛЕВИК

Поле – это самое  главное, что есть у земледельца, и поэтому здесь, на поле, так много духов, божков и прочих волшебных существ.

Самый главный – это, конечно – Полевик.

СТИХИИ. Все полевики относятся к стихии  ЗЕМЛИ.

ХРАНИТЕЛИ КЛАДОВ. Полевики иногда охраняют полевые клады. Охраняют ревностно, никому и никогда их не отдают, сделок по кладам не заключают. Поэтому кладоискатели даже не пытаются умилостивить полевика. А если найдут клад — спешат побыстрее скрыться.

ПОЛЕВИК (полевой, житный дед) — дух, охраняющий хлебные поля. Иногда появляется в образе старца в белых одеждах и пугает людей. В черноземных районах на одно поле по четыре полевика приходится.

А там, где земля скудна, бывает, что на четыре поля – один полевик.

Полевик не просто на солнышке греется, он Хозяину помогает.А уж если Хозяин сможет ключ подобрать к полевику, то тот точно лениться не будет.

Если полевик благоволит к хозяину, будет посевы его лелеять, а иногда может за стогом спрятаться и что-нибудь такое важное предсказать… Ведь все они, нечистые-то, отчего-то хорошо наше будущее знают. Если полевик сильный, мощный, то и поле будет хорошее, и урожай высокий.

полевик

Полевик

В ПРЕДАНИЯХ:  Иногда люди  встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не  боится выпачкать рук.
ПОЧИТАНИЕ: Как и все из нечисти, полевики — взяточники, гордецы и капризники — любят, чтобы их ублажали.  Полевика старались умилостивить – оставляли ему подарки: тёмной ночью клали в овраг несколько яиц и петуха

В ЛИТЕРАТУРЕ: Другой старичок процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьём вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов.

Н.С. ЛЕСКОВ «Час воли божьей»

полевик-зеленушка

Истинная Зеленушка

Поля посевной гречихи стережёт ГРЕЧИШНИК   (или Гречуха), поля хлопка – лохматый ХЛОПЧАТНИК; за межами и границами на полях присматривают Межевики, а за первой зеленью трав – ЗЕЛЕНИЧИ: Зеленчуки и Зеленушки…

полевик-гречуха-

Вот так цветет гречиха

ГРЕЧИШНИК – добрый дух гречихи. Наши предки в больших количествах поглощали блюда из гречки непосредственно перед серьезными испытаниями. По приданию, в гречке обитает добрый дух, который прибавляет ума и сообразительности, поэтому знающие люди усиленно употребляют ее перед экзаменами. Но варить волшебное блюдо можно только в керамической емкости (железные и чугунные никак не подходят). Считается, что кашу в этом случае нельзя доедать до конца — остатки «отдают домовому», припрятав кастрюльку в укромном месте на кухне (только не в шкаф и не на пол, лучше повыше, на шкаф, например). Крышкой накрывать не стоит. После успешной (а куда деваться!) сдачи экзамена нужно не забыть достать заныканную кашу и отдать домашним или уличным животным

полевик-луговик-

Луговик и Луговичка

ЛУГОВИЧОК – дух плуга,  маленький, мохнатенький зелёный человечек в одежде из трав; служебный дух лугов. Он помогает росту трав, готовит их к сенокосу и цветению. Когда он бежит по лугу – видно, как трава шевелится, тропкой завивается (словно ветерок по полю гуляет). Люди думают, что он живёт в норках, и часто оставляют ему там угощение. Луговичок бывает очень сердит, когда люди покос прозевают или придут косари «не в пору». Тогда и траву заплетёт так, что не разорвать, или высушит на корню, тогда и косы будут враз тупиться – сколько не точи, или просто обломаются о кочки. На будущий год трава на плохом покосе может плохо расти. Следит Луговик и за жадными травниками – лишняя трава им впрок вряд ли пойдёт.

полевик- ржаница-

РЖАНИЦА

РЖАНИЦА  — полевой дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края загона до другого и по которым все колосья срезаны.

Ржаница любит бродить по колосящемуся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный человек пожалеет эти колоски и закричит на неё, желая прогнать, чтобы она не ходила среди посевов – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюют…

Худ.Л.Стойлик

Худ.Л.Стойлик

МЕЖОВИЧКИ —  вредные создания. Межевик — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зелёный, а чёрный. Бегает по меже, охраняет её, так же, как и брат ищет пищу своему родителю полевику. Наказывает тех, кто нарушает межу, переходит её незаконно; устанавливает и поправляет вешки, помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит. Межевики очень не любят детей, которые в поле выходят васильки собирать. Завлекают детишек в игру, зовут их весёлыми голосами и заводят подальше в высокую рожь, да так, что ребёнок, если невысок, то и выбраться не может – не знает, в какую сторону идти. Но главная цель межевичков – удержать человека в поле до полудня.

А там уж за него возьмётся полуденица.

-полевик-спорыш-

СПОРЫШ

СПОРЫШ (Спарыш)— божество изобилия, семян и всходов, дух жатвы у восточных славян, живущий в двойном колосе, воплощение плодородия. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Царь-колос. Из таких двойных колосьев наши предки плели венок. Считалось, что этот венок сплел сам Спорыш и подстраивали, чтобы венок нашла самая красивая девушка. Колосья в венке с зерном. Сопровождаемая песнями, девушка относила венок в амбар.

В ЛИТЕРАТУРЕ: Так и есть, это Спорыш. Там — в колосьях-двойчатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте. — А ты не пугайся: он венок вьёт. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в засек, чтобы было все споро, хватило зерна надолго., A.M.Ремизов, «К Морю-Океану»

полевик-житнич-

ЖИТНИЧ

ЖИТНИЧ – покровитель жито.

ИМЯ: Его имя, как и имя богини Живы, произошли от слова «жизнь» (раньше говорили – живот), отсюда такие слова как жито – основная еда, дом — жилье, хорошая жизнь-житуха, домашние животные – живность, животина…

Житом в старину называли большинство зерновых культур.  От того, сколько зерна в амбаре будет, напрямую зависело и благосостояние всей семьи. Поэтому Житничу особый поклон был.

Зернышко к зернышку — и будет колосок, колосок к колоску будет поле.

ПОКЛОНЕНИЕ:  В цикле календарных обрядов всех славянских народов присутствует так называемое “хождение в жито” — комплекс ритуальных действий, поверий, примет и фольклорных текстов, относящихся к практикуемым в весенне-летнее время обрядовым обходам полей.

Как и всякому полевому духу, Житничу нравится, когда его задабривают да привечают. В подарок Житничу приносят молоко.

ЗЕРНИЧ – помощник Ярилы-Солнца. Следит за зернами: чтоб прорастали вовремя, чтобы всходы дружно в рост пошли, колосья соком налились да и поспели вовремя. А главное — чтоб не осыпались они в землю, а попал в закрома богатый урожай, а на следующий год вновь на полях появились новые ростки.

Все зерновые культуры у крестьянина в почете были. Все они  дома нужны, все в хозяйстве важны.

И просо, и ячмень, и гречиха и рожь, и, конечно же, пшеница. Пашеничка — так ласково величали ее крестьяне.

полевик-страдич-

СТРАДИЧ

СТРАДИЧ – у славян — ответственный за сбор урожая.

ИМЯ: Древний смысл страды – особый труд и труд этот сбор продуктов питания.  Страда — самое горячее время года — так много надо успеть.  Летний день — год кормит.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Страдич живет по пословице «В страду одна забота — не стояла бы работа».  Считается, что он следит за уборкой урожая и наказывает нерадивых.

полевик-соломич

СОЛОМИЧ

СОЛОМИЧ. Зерно для крестьянина,  безусловно, всегда было на первом месте. Но в хозяйстве без соломы тоже — никак. Вот за качество этой соломы и отвечал Соломич – мелкое славянское божество. И на подстилку в хлеву солома пойдет, и саман без нее не сделаешь, а в долгие зимние вечера из соломки можно и кукол сделать и шляпу сплести.

Соломич дружен со СТОГОВЫМ. ведь именно Стоговой сбережет солому, сметанную в стога, не даст ее пропасть, от гнили убережет.

Худ.В.Забирохин

Худ.В.Забирохин

БЕЛУН  по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут.

В ЛИТЕРАТУРЕ: За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый. С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он всё утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шёл Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку. A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

1-полевик-анчутка

Анчутка полевой

АНЧУТКА ПОЛЕВОЙ — не самый добрый дух поля. Но из песни слов не выкинешь — и он тоже есть на поле.

 

(163)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

Дополнительная статья

Травник-травич

 

 

 

2 thoughts on “Полевик и полевые духи 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *