Упырь, Умрун, мертвяк и заложные мертвецы

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Упырь, Худ.В.Корольков

Упырь, Худ.В.Корольков

УПЫРЬ – живой мертвец, восставший из могилы.

ВНЕШНИЙ ВИД: Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие — это острые зубы, так все зубы упыря заострены и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волкодлаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря. В упыря может превратиться и двоедушник.

МЕСТО ОБИТАНИЯ: Обычно живые мертвецы селятся на кладбищах и не отходят далеко от своих могил, но иногда в поисках пищи или, спасаясь от преследователей, упыри могут поселить в лесу или даже в селениях, там для жилья они выбирают темные места, куда не проникает солнечный свет.

ЛИТЕРАТУРА. Середин закружился, прошел между нападавшими, ударил с разворота назад. Отсеченная по плечо рука упырицы упала на землю, из тела выбился фонтан черной крови. Нечисть взвыла, отступила назад – но тут же на ее месте вырос еще один упырь. А.Николаев,  А.Прозоров,  Душа Оборотня (Ведун-4)

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах, чаще всего это склепы и могилы, гораздо реже подвалы домов. С заходом солнца упыри выходят на охоту. Питаются мертвецы различными крупными животными, но предпочитают охотиться на людей. Напав на человека, упырь выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть.

Упырь, Худ.Н.Антипова

Упырь, Худ.Н.Антипова

ХРАНИТЕЛИ КЛАДОВ. В симбирских поверьях выяснилось новое занятие заложных, а именно: быть «приставниками» при кладах, т.е. стеречь клады в земле, не допуская до них людей. В этом случае заложные заменяют уже самих представителей нечистой силы. (Сравнение с ПРИСТАВНИКАМИ Тайного Города)

Иногда упыри помнят, кем были при жизни и сохраняют частицу разума, но чаще всего их воспоминания о жизни ограничиваются моментом смерти, особенно если она была насильственной. Упырь никогда не забудет того, кто убил его прежнюю личность, он будет искать убийцу, пока окончательно не умрет или не отомстит за свою смерть.

СПОСОБНОСТИ: Упырь обладает сверхчеловеческой физической силой и скоростью: он способен поднимать огромный вес и ударом руки пробивать бревенчатые стены, а бегущего упыря невозможно догнать даже на лошади. Еще одной отличительной способностью является поразительная живучесть упыря, он практически не чувствует боли и не восприимчив к колющим и режущим ударам.

ВРАГИ: Врагами упырей являются многие дикие животные, часто случаются стычки упырей с волками и медведями, которых запах упыря приводит в бешенство. Вообще многие животные впадают в ярость от запаха мертвеца, восставшего из могилы.

Упыри, Худ.В.Славук

Упыри, Худ.В.Славук

КАК БОРОТЬСЯ? Упыри не переносят солнечного света, потому никогда не показываются днем. Справится с упырем в открытом бою практически невозможно, благодаря своей физической силе монстр легко побеждает десятерых человек. При этом упыря довольно сложно убить, наиболее эффективный способ – отрубить ему голову и сжечь тело. Сжигание тела – единственный абсолютный способ убить упыря.

УМРУН – в славянской мифологии – ходячий, заложный покойник; то есть тот кто уже умер, но все равно существует.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ: Если человек не желает спокойно в земле отдыхать, только в этом виде и обретать может.

СПОСОБНОСТИ: Они  опасны, потому что его под землей научили сосать кровь.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ: Не выносят травы полыни, травы окаянно, убить   можно осиновым колом, но в особенности бояться железа и серебра.

ЛИТЕРАТУРА. – Не одолеешь умруна – свою силу ему отдашь. – Старик опять отвернулся к каше. – Пойдешь доброе дело вершить, а сотворишь зло. Вот и весь сказ. А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2)

ДРУГОЕ ИМЯ: Ератник

Ератники — так в Белоруссии называют проклятых колдунов, которые после смерти возвращаются упырями.

Мертвяк, Худ.В.Славук

Мертвяк, Худ.В.Славук

ЗАЛОЖНЫЕ ПОКОЙНИКИ (мертвяки) — это те, кто умер неестественной смертью. К ним обычно относили утопленников, самоубийц,  а также ведьм, колдунов и людей, умерших от пьянства.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «Заложный» — Таких покойников обычно укладывали в могилы лицом вниз и ямы ЗАКЛАДЫВАЛИ ветками и камнями — отсюда и заложный — заложенный.

Считалось, что все заложенные покойники в распоряжении у нечистой силы.

*********

они по самому роду своей смерти делаются как бы работниками и подручными диавола и чертей, вследствие чего и неудивительно, что все действия заложных направлены ко вреду человека. Наконец, для заложных покойников издавна существовал на Руси особый способ погребения, без закапыванья трупа в землю, а после — особые места для обычного их погребения.

Равным образом, для заложных существуют и особые способы поминовения. Обычного христианского поминовения самоубийцы, а отчасти и другие заложные покойники — лишаются. Народ считает даже грехом упоминать самоубийц в заупокойной молитве, не записывает их имен в поминальницы, в уверенности, что душа самоубийцы уже погибла навеки и сколько бы ни молились о ней — молитва не только не умилостивит Бога, а напротив — прогневает его.

Могила заложного часто совпадает с местом его смерти, так как в народе стараются хоронить заложных, особенно самоубийц, на месте их кончины. Но и в тех случаях, когда заложный похоронен не на месте своей смерти, он сохраняет связь со своею могилою. Народ боится самоубийц и их могил. Могила, где похоронен самоубийца, есть опасное место, от присутствия в ней нечистой силы, могущей всегда, а особенно ночью, наделать человеку какой-нибудь вред.

Чем занимаются заложные покойники? Наши источники приписывают им немало дел, и очень различных. 

Прежде всего, заложные бродят или странствуют по земле, не находя себе покоя. В Нижегородском у. «верует народ в посмертное существование и брожение по земле неестественною смертью умерших, как-то: удавленников, опившихся, отравившихся». В Елисаветградском у. верят, что «души самоубийц и лиц, умерших т. н. наглою смертью, могут странствовать по земле». По мнению крестьян Владимирской губ., проклятым при жизни людям суждено по смерти скитаться по земле, пока они не получат разрешения от этого проклятия.

Заложные разным образом тревожат близких им лиц, являясь им наяву и во сне. Герой известного стихотворения А.С. Пушкина «Утопленник» (1828) ежегодно стучит в доме того рыбака, на тоне коего лежало тело утонувшего, и который имел полную возможность похоронить несчастного, но не сделал этого. «Самоубийцы тревожат живущих, особенно тех, которые знали их, имели с ними дело, быть может, обидели их, не оказали им должной любви и поддержки» (Смоленская губ.).

Наконец, некоторые заложные покойники получают, так сказать, важные чины в рядах нечистой силы: они становятся лешими, домовыми, кикиморами и т.п., тем самым равняясь с настоящими представителями нечистой силы. По народной вере (во Владимирской губ.), разные лешие, водяные и русалки-шутовки есть не кто иные, как обыкновенные „бывалошные» (т.е. древние) люди, на которых якобы тяготеет родительское проклятие; это те же умершие люди, но лишь „прокляненные» своими родителями, и в частности своими „недобрыми матерями». Загробная жизнь этих „проклятых людей» обречена на пребывание здесь же на земле, в пределах вод: озер, болот и лесных чащ. Вся разница между ними и обыкновенными смертными заключается якобы в том, что они лишены свободного общения с обыкновенными людьми. Образ жизни этих обреченных на изгнание бывалошных людей вполне ясно в народе не обрисовался; известно лишь, что все они являются врагами обыкновенных смертных и всячески стараются завлечь неосторожных в свой полупреисподний мир.

упырь-потерчаткоОсобое место среди заложных покойников занимают дети, родившиеся неживыми или умершие неокрещенными. Для таких детей у малорусов существует особое название:  ПОТЕРЧАТКО, потерчук — «дитя, умершее без крещения». Из потерчат, с течением времени, вырастают, с одной стороны, кикиморы, с другой — мавки и русалки. Если дитя умерло и погребено без крещения, то часто можно слышать, как оно жалобно плачет, а если приложиться ухом к его могиле, то этот плач слышится еще явственнее. Чтобы успокоить, нужно тогда сказать, если мужеского пола: «будь Иван или Сцепан», а если женского, то: «будь Анна или Мария!» (Гродненский у.)

(50)Подборка выполнена специально для сайта

One thought on “Упырь, Умрун, мертвяк и заложные мертвецы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *