Волх Всеславьевич – былинный герой.

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Волх Всеславьевич, Худ.Б.Ольшанский

Волх Всеславьевич, Худ.Б.Ольшанский

ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ    —  герой  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА,   относится к  ОБОРОТНЯМ.

Волх Всеславьевич – былинный герой, названный по имени Волха, сына Славена.

РОДОСЛОВНАЯ: мать — Марфа Всеславовна

ИМЯ:  Откуда же взялось имя Волх? По древнему новгородскому преданию, у князя Славена был старший сын, великий чародей — Волх. На берегу реки Мутной, что  в его честь назвали  Волховом, построил он себе крепость большую и разбойничал там нещадно, обращаясь водяными чудовищами наподобие бегемота,  крокодила или змея страшного, преграждая путь всем  судам и пугая честных корабельщиков. Крепость та была возведена на месте, что называлось  Перынь, — там Волх воздвиг  кумир славянского бога Перуна.  Народ и боялся и почитал  Волха, чтили его, как за Бога,  за бога, величали меж собой и  Громом и Перуном. А потом уже все чародеи, что после него жили,   стали именоваться не как-нибудь, а  волхвами.

Волх Всеславьевич, Худ.В.Корольков

Волх Всеславьевич, Худ.В.Корольков

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

  • Кто был учителем Волха?

Кудесник и чародей

  • Как шло обучение Волха?  Во сколько лет и чему он научился?

В семь  лет он научился грамоте, а в десять — превращаться в животных: в ясна-сокола, в серого волка, да в тура, что»золоты рога». Кроме того, мог Волх в муравья обратиться и в горностая.

  • Какой же все-таки город хотел завоевать царь Салтык?

Царя Салтык Ставрульевич захватить хотел Великий Киев-град, а также Чернигов и Новгород

  • Основная тема  былины о Волхе Всеславовиче — о Родине или о волшебстве?

Истинной ценностью, смыслом жизни, самым важным и самым главным делом для всех русских богатырей была защита Отечества. А волшебство — это всего лишь средство, подмога, приятный бонус.

********

-Что необычного вы заметили в самом начале былины? -Что может символизировать белое облако?

-Середина неба?

-Гроза?

-Радуга?

Вспомните сказки, есть ли какое-то сходство, если да,

то в чём?

А рождение богатыря, его рост ( в сказке: не по

дням, а по часам…)- сходство с волшебной сказ-

кой.

-Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные» (Доспехи из твердой стали)

-Как вы считаете, что такое палица? (старинное оружие- тяжелая дубинка с утолщенным концом.

-А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)

-Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)

А как вы думаете , почему кудесник помогает нашему герою?

-Всем ли помогают и в сказках волшебники? – нет, правильно ни каждому, а тому, кто из героев делает добро.

Опять мы наблюдаем сходство сходства с волшебной сказкой.

-А что символизирует цифра 30?

-А как вы считаете, почему Волхв решил посетить соседние царства -государства? Какую цель преследовал наш герой?(герой решил посмотреть что в каждом царстве происходит)

-А как это его характеризует?

-А каким вы представляете себе царя Салтыка?

-Как характеризуют его поступки? Прокомментируйте.

-А что вы думаете о царице? Её поведении? Нарисуйте словами её портрет, какие личностные качества ей присущи?

-Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)

— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)

— что остановило царя не пойти на русские земли? Найдите это подтверждение в тексте.

-Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)

-Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы? (нет)

— Что произошло с царицей поле этого? Найдите это подтверждение в тексте?

-Как сумел Волх отвести от Русской земли беду?

Удалось ли ему справится с царем Салтымаком и освободить царицу и темницы?

-Как ему это удалось? Как вы понимаете слово: то-

Варищи? Кого можно считать своим товарищем?

А другом?

-Как вы думаете, каким необычным даром был наделен Волх?

-Какой вывод вы сделали?

-Какую мысль пытается

Передать нам былинный сказитель?

-Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвра-

щается добром, а зло – злом.

ЧУДО РОЖДЕНИЯ: В былине о герое Волхе, которая дошла до нас в текстах XVIII—XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.

По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скочила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну,
А вта поры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц,
— А в Киеве родился могуч богатырь.
Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, — об этом сразу же узнала природа:

волх всеславьевич-Худ..Г.Юдин

Худ..Г.Юдин

Подрожала сыра земля…
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского…
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.

Звери испугались еще и потому, что знали:
Волх будет великим охотником и им от него не станет спасения.
ЧУДО ВЗРОСЛЕНИЯ: Второе после рождения чудо с Волхом заключалось в его невероятно быстром росте и взрослении. Ему еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы она пеленала его в крепки латы булатные», надела бы на голову золотой шлем и положила бы ему «по праву руку» «тяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд».
ЧУДО ПРЕМУДРОСТИ: И, наконец, третье чудо, завершившее формирование богатыря, — это быстрота, с какой Волх овладел науками — грамотой и волшебными премудростями:

А и первой мудрости учился —
Обвертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он, Волх,—
Обвертываться серым волком,
Ко третьей-то мудрости учился Волх —
Обвертываться гнедым туром —
золотые рога.

Так оправдалось имя, которое ему дали: Волх, то есть волхв — волшебник, кудесник, колдун. Но также — и жрец в языческом храме. Нашему Волху от рождения предстало быть великим воином — недаром он уже младенцем потребовал воинское снаряжение и оружие. В древние времена — до княжеские — ему была уготована роль вождя племени. Но в Киевской Руси вождей уже не было, на смену им пришли князья.

волх всеславьевич

Вольга Святославович, К.Васильев

БЫЛИННЫЙ КНЯЗЬ: И вот былина делает Волха киевским князем: он набирает дружину и во главе ее совершает свои подвиги. Обратим внимание на его отчество: Всеславьевич. Летопись сохранила имя полоцкого князя Всеслава Брячиславича: в 60—70-е годы XI века он принимал деятельное участие в княжеских междоусобицах, и его считали князем-кудесником. Это о нем говорилось в «Слове о полку Игореве» как о князе, что волком рыскал ночами по Русской земле, успевал «до петухов» преодолеть расстояние от Киева до Тмутаракани, перебегая по-волчьи путь солнцу, на момент захватывал киевский княжеский стол и тут же соскакивал с него «лютым зверем»… Конечно же, Волх Всеславьевич — персонаж вымышленный, пришедший в историю из древней мифологии. Но, может быть, перекличка его отчества с именем реального князя, которому приписывали способности кудесника, и не случайна…
волх всеславьевичПОХОД: Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству. В былинах, записанных в XVIII—XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это — враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.
ОБОРОТНИЧЕСТВО: Самое интересное — в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные; а ради перемен оборачивается «ясным соколом» и бьет на синем море гусей, лебедей, уток. Когда нужно разведать вражеские силы, он же оборачивается сначала гнедым туром и в несколько скачков достигает чужеземного царства, а затем превращается в сокола и, усевшись на окошке, подслушивает разговор царя с царицей; наконец, оборачивается горностаем, пробирается в царские арсеналы и портит все оружие.
Когда его войско подходит к городу, перед ним оказывается каменная стена с железными воротами, и тогда Волх обращает всю дружину в муравьев, и они легко преодолевают препятствие. И лишь в самом городе дружина, вернув облик добрых молодцев, проявляет свои воинские способности. После полной победы Волх становится царем. Снова повторим: ничего исторического — в смысле событийном, летописном — былина о Волхе не заключает. Ее можно было бы счесть за сказку, если бы не одно очень важное обстоятельство: сам народ и к ее герою, и к описываемому в ней относился с полным доверием. И в этом смысле Волх — лицо историческое, он — персонаж народной устной истории. Образ Волха наглядно свидетельствует, что в Древней Руси сохранялась живая память о временах языческих, что герои языческих преданий занимали в этой памяти свое место. Но они не оставались такими, какими их создала народная фантазия языческих времен. Волх соединяет в себе черты героя мифологического и исторического. Заметим, что в нем нет никаких следов влияния христианского учения. Слияние ранней мифологии и поздней истории (уже княжеских времен) характерно для народного сознания Древней Руси; оно проявлялось в самых разных формах. В данном случае — в перенесении персонажа из языческих времен в эпоху Киевской Руси, в превращении древнего волхва (племенного вождя) в князя — предводителя дружины

СМЕРТЬ ОБОРОТЕНЯ  ВОЛХА: Для своих многообразных чудес призывал чародей навий, силы тьмы. Как-то раз не поладил он с ними — они и задушили Волха, бросив его тело в реку. Оно плыло вверх по реке (против течения!) и было выброшено волнами напротив крепости, где жрецы и слуги похоронили Волха. Над могилою насыпали курган, но спустя три дня «прослезися земля и пожрала мерзкое тело» оборотня, а могила провалилась «на дно адское».
В память о сем Волхе-оборотне и был назван хитромудрый Всеславич, совершивший много чудесных подвигов. В былинах позднейшего времени он уже зовется Вольгой Святославичем и соперничает с пахарем Микулой Селяниновичем.

В ЛИТЕРАТУРЕ: … Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. … Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцев обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами. ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ. Русская былина

Дополнительная статья:

— Волх — сын Словена

(222)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *